Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам Степь | Научная жизнь

Варенов А.В., Попков Ю.В.
Международная конференция "История и культура кочевых цивилизаций Центральной Азии"1)

Гуманитарные науки в Сибири.
№ 1. 2001 г. Стр. 97-98.

С 28 июня по 2 июля 2000 г. в г. Улан-Удэ прошла очень представительная Международная конференция, посвященная проблемам кочевых цивилизаций Центральной Азии. В первый день работы конференции на пленарном заседании выступили А.П. Деревянко с докладом "Палеолит Центральной Азии", В.И. Бойко "Центральная Азия: социальные и культурные взаимодействия Интеграционный потенциал", Б.В. Базаров "Монгольские народы в XX в. К проблеме социально-культурной и политической трансформации (в контексте центрально-азиатского развития)", Б. Энхгувшин (Монголия) "Глобализация и монгольская цивилизация", Е. Фридман (США) "Обзор шаманизма: от Бурятии до Монголии", Н.Л. Жуковская "В поисках бурятской национальной идеи (к постановке проблемы)", А. Очир (Монголия) "Вклад хоринских племен в сложение культурного наследия халха-монголов", И.Д. Бураев "Циркумбайкальский языковый ареал и образование бурятского языка", А.С. Железняков "Монголия в схемах мировой истории: цивилизационный подход", Г.Л. Санжиев "Цивилизации в евразийском пространстве и место Бурятии в них", Т. Наками (Япония) "Атаман Семенов и монгольское воинство", Н.А. Томилов "Сибирская культурная провинция и ее место в российской и мировой цивилизациях", В.Ц. Ганжуров "Бурятия в геополитическом пространстве России", очертив проблематику конференции и как бы наметив основные направления последующей работы.

Следующий день был посвящен секционным заседаниям. Всего было предусмотрено восемь секций "Языки народов Центральной Азии", "Фольклор и литература в духовном наследии народов Центральной Азии", "Проблемы источниковедения, философии и истории буддизма", "Проблемы социологии истории кочевых цивилизаций", "Культура и искусство", "Наследие древних и кочевых культур Центральной Азии", "Этнография народов Центральной Азии", "Кочевые цивилизации: история и современность" и два круглых стола "Проблемы истории национального движения монгольских народов в первой трети XX века" и "Центральная Азия: социальное и межкультурное взаимодействие". Ввиду малочисленности своей делегации, представители Новосибирского научного центра участвовали в работе только двух секций. На секции "Проблемы социологии истории кочевых цивилизаций" с докладами выступили Ю.Б. Рандалов и О.Ю. Рандалова (Улан-Удэ) "Кочевая цивилизация монгольских народов России в XX в.", Е.П. Лиштованный (Иркутск) "Сибирь и Монголия в прошлом и настоящем: цивилизационный аспект", В.Р. Фельдман и Н.В. Абаев (Кызыл) "Экономическая система кочевой цивилизации: процессы самоорганизации и управления", Ю.В. Попков (Новосибирск) "Роль международного права в развитии традиционных обществ в условиях модернизации", Е.Б. Баторова и Е.К. Митупова (Улан-Удэ) "Социокультурные признаки кочевой цивилизации", ФА. Шакурова (Уфа) "Поведенческие стандарты как компонент традиционной культуры кочевых народов", Э.О. Доболова (Улан-Удэ) "Взаимодействие культур как фактор развития и смены цивилизаций, Ч.А. Тугутов (Токио, Япония) "Право как элемент национальной традиции (на материале правовых памятников средневековой Монголии, России и Японии)", И.Н. Дашибалова (Улан-Удэ) "Некоторые методологические подходы к изучению этнических стереотипов бурят (к постановке проблемы)", А.З. Хамарханов (Улан-Удэ) "Буряты: проблемы социокультурного развития".

По существу поднятых в докладах вопросов состоялась оживленная дискуссия, участники которой пришли, в частности, к выводу, что одной из наиболее важных, но недостаточно разработанных является теоретическая проблема обоснования критериев выделения кочевых цивилизаций.

На секции "Наследие древних и кочевых культур Центральной Азии" прозвучали доклады В.И. Ташака (Улан-Удэ) "Датирование верхнепалеолитического поселения Подзвонкая и начало верхнего палеолита наюге Бурятии", Е.А. Хамзиной и Л.Г. Ярославцевой (Улан-Удэ) "Посольская стоянка (по материалам раскопок Е.А. Хамзиной, 1959 г.)", Н.Н. Крадина (Владивосток) "Социальная структура хуннского общества по данным археологии", А.А. Тишкина (Барнаул) "Проблемы изучения культуры населения монгольского времени лесостепной зоны Алтая", Ю.С. Худякова и Юй Сухуа (Новосибирск) "Опыт реконструкции защитного доспеха сяньбийского воина", А.В. Варенова (Новосибирск) "Городище Цзяохэ (Яр-хото) в Турфанской впадине и проблема хуннуского присутствия в Восточном Туркестане", X. Глоба и К. Шостека (Краков, Польша) "Краткая история жизни и работы исследователя Забайкалья проф. Ю. Талько-Грынцевича (к 150-летию со дня рождения)", Б.Б. Дашибалова (Улан-Удэ) "Ранние монголы", К.И. Реца (Новосибирск) «"Хуннский меч" из Черемуховой пади: к вопросу о датировке и типологии», А.Д. Цыбиктарова (Улан-Удэ) "Оленные камни монголо-забайкальского типа как источники по изучению взаимоотношений древних скотоводов Центральной Азии эпохи поздней бронзы и раннего железа".

Кроме того, для делегатов конференции были проведены экскурсии в Музей истории и Этнографический музей народов Забайкалья, организованы концерт мастеров искусств Бурятии и незабываемая поездка на озеро Байкал. Среди присутствовавших на пленарном заседании распространялись все три тома материалов конференции, изданных к ее открытию. В качестве замечания хотелось бы отметить небольшой объем принимавшихся к публикации тезисов, отсутствие иллюстраций и зачастую некомпетентное вмешательство в тексты присланных авторами английских резюме. К сожалению, последнее стало в Улан-Удэ печальной традицией. Страдали даже известные топонимы и этнонимы, такие как "Синьцзян" (Sinzian вместо общепринятого Xinjiang) и "сюнну" (Sunnu вместо Xiongnu). Тем не менее, актуальность затронутых проблем, высокий уровень всех без исключения секций вызвали большой интерес у участников. В заключение следует высоко оценить самоотверженную работу организаторов, сделавших все возможное для успеха конференции.


Варенов А.В. (Институт археологии и этнографии СО РАН),
Попков Ю.В. (Институт философии и права СО РАН)


1) Данная работа выполнена при поддержке РГНФ (проект 99-01-00319).


























Написать нам: halgar@xlegio.ru