Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Усачев Н.Н.
О внешней торговле Смоленска в IX—XIV веках

Материалы по изучению Смоленской области, вып. 7. М., 1970.
[287] – конец страницы.
Постраничная нумерация сносок заменена сквозной.
OCR: Bewerr.

Отдельные аспекты, периоды и направления внешнеторговых связей древнего Смоленска давно уже привлекают внимание исследователей и не только отечественных, но и зарубежных.

В целом же внешнеторговые смоленские связи с момента их возникновения и до конца политической самостоятельности Смоленска, утраченной на рубеже XIV—XV веков, не рассматривались как единая тема и проблема, приобретающая особое значение в системе развития иноземных экономических связей древней Руси. Между тем, Смоленск не только один из древнейших городов и крупных центров самостоятельного княжества Руси, наряду с Киевом и Новгородом, но и один из ее важных торговых пунктов, издавна втянутых в оживленные иноземные связи. Они составляли, как есть основание утверждать, одну из наиболее ярких страниц в жизни древнего Смоленска и развивались в различное время и в различных направлениях почти непрерывно на протяжении IX—XIV веков. Но до сих пор нет еще ни одной не только монографической, но и популярной работы, которая бы в общей совокупности освещала эти весьма своеобразные и исторически интересные связи.

Настоящая работа, не претендуя на всестороннее освещение древних связей Смоленска, представляет первый шаг на пути к этому. Она посвящена лишь общей характеристике внешней торговли древнего Смоленска, определению ее путей и особенностей как в целом, так и в отдельные периоды развития в IX—XIV веках.

Расположение Смоленска на пересечении исторических водных путей древней Руси

Смоленск уже в раннефеодальную пору был одним из богатейших и крупнейших центров Руси, наряду с «матерью [287] городов русских» — Киевом и «Господином Великим Новгородом», с которыми смольняне искони были связаны экономическими и политическими узами дружбы, а по временам и соперничали. Смоленск издавна славился разнообразными ремеслами и многочисленными искусными ремесленниками, монументальными архитектурными сооружениями и развитой торговлей.

Вся местная и внешняя торговля Смоленска базировалась на богатой и прогрессивно развивающейся разносторонней деятельности не только горожан, но и всего населения края, занятого земледелием и издавна распространенными здесь промыслами и ремеслами. Изделия тружеников земли Смоленской концентрировались прежде всего в «стольном», для того времени достаточно большом и густо населенном городе.

Часть своих товаров древний Смоленск сбывал и обменивал внутри Руси, а часть — на внешних рынках.1)

* * *

Есть достаточные основания утверждать, что ранним внешнеторговым связям древнего Смоленска, получившим традиционный характер, в значительной мере способствовали не только его экономические возможности и богатства, о чем уже говорилось, но и исключительно выгодное, а для ранней поры даже «счастливое» местоположение в верховьях самых больших рек Восточной Европы — Днепра, Волги и Западной Двины.

Можно думать, что это прежде всего и имел в виду летописец, когда писал: «Кривичи же сидят на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск»,2) а не простую топографическую «привязку» к местности. Доказательством этого служит и то, что далее летописец достаточно подробно описывает, куда текут эти большие реки, как через них и связанные с ними водные системы и волоки можно плыть «в греки» (Византию), «в булгары» (мусульманский Восток) и «в немцы» (Западную Европу). Летописец хорошо [288] понимал международное значение водных путей, которые пересекались на земле Смоленской и искони связывали Смоленск с иноземной торговлей. Поэтому он и обратил должное внимание на выгодное географическое положение кривичей и их центра — города Смоленска.

Еще историк-экономист И.М.Красноперов утверждал, что Смоленщина, находящаяся на важном водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги, «прежде других вошла в историческую жизнь всей Руси, как передаточное торговое место, как узел, стягивающий в себя пути для сношения трех важнейших магистралей исторической жизни русского мира».3) Несмотря на явное преувеличение И.М.Красноперовым роли Смоленщины в начальных шагах Руси, в целом данная им оценка важности положения Смоленска на международных водных путях сохраняет свою силу.

На подобное значение расположения Смоленска на древнейших международных тортовых путях обращал свое внимание и другой не менее крупный дореволюционный исследователь Смоленской земли профессор П.В.Голубовский. «Тут, в этой области, — писал он, — должны были встречаться, отсюда должны были расходиться произведения далекого востока и запада, севера и юга».4)

Безусловно, расположение Смоленска в самом фокусе исторических путей Руси, на что прежде всего и обратил свое внимание летописец, не могло не содействовать оживленным (тем более в самом начале) не только местным или межобластным,5) но и внешнеторговым связям смольнян. Эти связи являлись важным стимулом в историческом развитии самого города, как местного центра, выросшего, по утверждению ученых, из племенного пункта кривичей в «княжой» город большого самостоятельного княжества феодальной Руси.[289]

Периодизация и основные направления путей внешней торговли древнего Смоленска

Вся иноземная торговля древнего Смоленска как бы органически (по течению трех великих русских рек, у верховий которых он сложился) распадалась на три основных направления: 1) южное — вниз по Днепру в Черное море и в Константинополь (Царьград) — византийское («в греки»); 2) Восточное — вниз по Волге в мусульманский Восток — арабское («в булгары») и 3) западное — Западной Двиной в Балтийское море и в города Западной Европы («в немцы»)

Четвертый, северный тортовый путь шел с Днепра в Ловать, Волхов, в Неву и в Балтийское море. Он не являлся самостоятельным — постоянно зависел от Новгорода Великого, был второстепенным и редко использовался Смоленском, поэтому мы его не выделяем особо.

Хронологически внешнеторговые связи древнего Смоленска, в свою очередь, довольно часто разграничиваются, распадаясь на более ранний (IX—XI вв.) и поздний (XII— XIV вв.) периоды, почти равные по своей продолжительности.

Первый период в основном совпадает с временем господства Киевской Руси и отражает историю развития торговли с Византией и мусульманским Востоком. Второй падает на время феодальной раздробленности Руси и включает лишь торговлю в западном направлении (с Прибалтикой и северогерманскими городами). Замирание иноземной торговли древнего Смоленска связано с концом (падением) его политической самостоятельности, когда он на рубеже XIV—XV веков оказался включенным (более чем на столетие) в состав Великого Русско-Литовского княжества.

* * *

Все же остается не ясным, как рано «значительное и предприимчивое», по словам А.А.Спицына, племя смоленских кривичей могло включиться в свои торговые связи по тем мощным водоразделам рек, в верховьях которых оно жило. По всей видимости, первоначально пробивающаяся струя внешнеторговых отношений находилась лишь в общем, постепенно нарастающем (в VII—IX вв.) мощном древнерусском потоке иноземных экономических связей, идущих по преимуществу по водоразделам рек, которыми плавали восточнославянские племена «в греки», «в булгары» и «в немцы». [290]

Иными словами, смоленские кривичи, вместе с другими восточно-славянскими племенами прокладывали себе более торные внешнеторговые пути, которые в период феодальной раздробленности Руси приобретали для отдельных княжеств, в том числе и для Смоленского, сравнительно самостоятельное значение.

В этом сложном процессе особое значение для Смоленска, как уже отмечалось, имело конечно и то, что через него проходил важный, постепенно сложившийся (приблизительно к IX веку) знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Он представлял собой исторически определившуюся древнерусскую систему речных путей и волоков, связывавшую земли восточных славян с Балтийским и Черным морями а также с Каспием.

Центральная и главнейшая магистраль пути «из варяг в греки» шла из Балтийского моря в Черное: по реке Неве, Ладожскому озеру, по Волхову через озеро Ильмень, реку Ловать, а затем посредством небольших рек и волоков в Днепр (у Смоленска) и в Черное море. Для Смоленска это были одновременно его северный («к варягам») и южный («в греки») пути. Но не менее важным северным ответвлением пути «из варяг в греки» являлся тракт, тоже непосредственно пролегавший через Смоленск, — по Западной Двине, ее притоку Каспле, а затем волоком в Днепр и вниз к Черному морю. Кроме того, на земле Смоленской через реку Вазузу, являющуюся верхним притоком Волги, и небольшой волок Днепровский «путь из варяг в греки» соединялся с Великим волжским путем, ведущим в Камскую Булгарию и мусульманский Восток. Наконец, исторически определилось и то, что название «варяжского» пути закрепилось только за северной (по Ловати и Волхову) частью пути «из варяг в греки», а среднее и южное течение Днепра приобрело название «греческого» пути.6) Смоленск оказывался в положении своеобразного связующего звена и перевалочного пункта между северной и южной частями исторического пути, характерно именуемого летописцем «из варяг в греки и из грек по Днепру». Постепенно этот путь становился все более торным, а Смоленск приобретал все более важное значение как перевалочный пункт. [291]

Кроме того, на земле Смоленской скрещивались и другие важнейшие древние водные магистрали Восточной Европы. Например верховья Днепра, как уже отмечалось, связывали Смоленск (через Вазузу) с Волгой и Окой (через Угру), а параллельно по Сожу, верховье которого на юге подходит к Смоленску, проходила как бы вторая водная магистраль. Известны и многие другие пути, которые нередко отмечались историками и географами. Но все они имели лишь местное торговое или транспортное значение, а не международное.

Словом, древний Смоленск, находясь на скрещении водных исторических путей Восточной Европы, мог вести и вел торговлю с Византией, арабским Востоком, Скандинавией, Прибалтикой и северогерманскими средневековыми городами. Он занимал по своему речному «многодорожью» на мировых путях совершенно исключительное место во всей средневековой Европе.

Торговля с Византией

Нет возможности с достоверностью утверждать, в каком направлении и каким водным путем начинали смоленские кривичи свои иноземные торговые связи: прямых письменных сведений об этом ранее X века не встречается. Материальные же данные весьма разноречивы, нередко они просто условны. Нам кажется, что Смоленск, стоящий на Днепре, именно по его водам мог начать экономические сношения с иноземцами, прежде всего с Византией. Это могло быть ранее, чем начались связи смольнян с Востоком7) или с Севером и Западом. Кроме того, необходимо принимать в расчет активный процесс формирования водного тракта «из варяг в греки», который имел место гораздо ранее первых прямых свидетельств о торговых связях древнего Смоленска с Византией. Раннее формирование водного пути «из варяг в греки», несомненно, было связано с движением славян на юг с их колонизацией, особенно в VI веке.8)

Наконец, свидетельствами ранних кривичско-византийских, (а возможно и предшествующих им) связей могут служить некоторые находки, например, древнегреческие и римские монеты, найденные как на Смоленской земле, так и на всей территории от Черного моря до Балтийского, в том числе и по [292] течению Днепра, что уже не раз отмечалось в исторической литературе.9) В современных работах советских нумизматов10) и историков11) мы также встречаемся с подтверждением того, что торговля восточно-славянских земель с Византией складывалась до образования Древнерусского государства, «которое и взяло на себя руководство ею и ее юридическую защиту».12) Еще в конце прошлого века П.В.Голубовский утверждал: «...нумизматические показания дают повод думать что более или менее постоянная торговая связь смольнян с Грецией установилась с начала IX века. Византийские монеты, начиная с этого столетия и до XI века включительно, встречаются на территории кривицкого племени».13) Словом, конец активного периода смоленюко-византийской торговли падает на рубеж XI—XII столетий.

Нет сомнения, что смоленско-византийские торговые связи в период существования Киевской Руси обусловливались той политикой, которой держались князья Киева по отношению к Византии. Основу их политики составляли, конечно, соглашения и договоры, действовавшие между русскими и греками в период IX—XI веков.14) На это время и падает активизация экономических связей Руси с Византией.15)

Весьма интересны некоторые детали из истории этих связей.16) Известно, что по договору 911 года, заключенному между киевским князем Олегом и византийским императором [293] Львом,17) русские торговые люди, а значит и смоленские купцы находившиеся среди них, пользовались правом беспошлинной торговли и рядом других существенных льгот (правом русских купцов на шестимесячное пребывание в Константинополе и существование там за счет казны императора Византии правом пользоваться банями «елико хотят...» и т.д.). С возобновлением в княжение Игоря, в 944 году, нарушенного Византией раннего договора (911 г.) русские хотя и сохранили за собой почти все, чем пользовались раньше, однако право на беспошлинную торговлю утратили. Взамен утраченного стало действовать право ввоза и вывоза неограниченного количества товаров. «А великий князь русский и его бояре, — говорилось в статье второй договора 944 года, — пусть посылает в Грецию к великим царям греческим (столько) кораблей со своими послами и купцами, сколько захотят» и «пусть торгуют сколько им надо», то есть находятся со своими товарами в Константинополе.18)

Дальнейшие сведения о русско-византийской торговле мы получаем из сочинений императора Византии Константина Багрянородного. Они свидетельствуют о том, что русские широко пользовались предопределенным им правом неограниченной торговли в Византии, посылая в ее столицу столько «кораблей со своими послами и купцами, сколько» могли или хотели. Император Константин в IX главе своего трактата «Об управлении государством» довольно пространно говорит о многочисленных русских, которые приезжали по торговым делам в Константинополь на своих «однодревках» («Monxyla»), в числе которых были и лодки смольнян. Константин повествует о сложности плавания русских через днепровские пороги, на которых русские к тому же встречались с опасными засадами печенегов. «Однодревки, приходящие в Константинополь из Внешней Руси, — утверждает венценосный хронист, — идут из Новограда (Новгорода).., а также из крепости Милиниски (Смоленска), Черногоги (Чернигова) и из Вышеграда. Все они (лодки), — поясняет далее император, — спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата» (вероятно, это обозначение места, где собирались люди, готовящиеся к путешествию в Византию).[294]

 «Данники их славяне, — поясняет также Константин, — называемые кривичами и лызаниками (?),19) и прочие славяне рубят однодревки в своих горах в зимнюю пору, и, обделав их, с открытием времени (плавания), когда лед растает, вводят в ближайшие озера. Затем, так как они (озера) впадают в реку Днепр, то оттуда они и сами входят в ту же реку, приходят в Киев, там вытаскивают лодки на берег для оснастки и продают руссам. Руссы, покупая лишь сами колоды, расснащивают старые однодревки, берут из них весла, уключины и прочие снасти и оснащают новые.

В июне месяце, двинувшись по реке Днепру, они опускаются в Витече (Витичев), подвластную Руси крепость. Подождав там два–три дня, пока подойдут все однодревки, они двигаются в путь, спускаясь по названной реке Днепру».20) И только в Константинополе «оканчивается, — по словам императора — их (руссов) многострадальное, страшное, трудное и тяжелое плавание».21)

Действительно, только путь от Киева до Царьграда (Константинополя), как подсчитали ученые, требовал до 30-40 дней и притом наполненных, по утверждению хрониста, тяжелыми и опасными трудами предприимчивых, отважных и неутомимых славян, которых он именует «руссами».22)

Сообщение Константина Багрянородного не оставляет сомнений, что отмечаемые им торговые связи «руссов», а в том числе и смоленских кривичей, о которых он также упоминает, завязались с Византией значительно раньше того времени, когда он их описывает. Византийский император говорит об этих связях, как о чем-то само собой разумеющемся, с долговременной, традиционно сложившейся практикой плавания, правда, нелегкой, но уже имеющей свою систему в трудных торговых путешествиях по порожистому Днепру. Наконец, из этого же источника можно заключить, что у кривичей-смольнян в самом Смоленске или поблизости, на его днепровских «горах» была верфь по изготовлению упоминаемых в хронике «однодревок» и их оснастке, или, по выражению хрониста, «налаживанию» (уключинами, мачтами, [295] веслами и реями). Позже, вероятно, на этих же «верфях» изготовлялись известные смоленские «учаны», представляющие собой уже более сложные, по сравнению с «однодревками», судна, о которых упоминается в источниках XIII века.23) Безусловно как «однодревки», так и «учаны» изготовлялись где-то вблизи пристаней древнего Смоленска.24) Такие пристани были на речках Смядыни25) и Кловке26) (ныне пересохших) при впадении их в Днепр.

В нашем распоряжении нет иных, более определенных письменных данных о смоленско-византийской торговле, что, конечно, не является доказательством ее отсутствия. Правда, несколько позже смоленско-византийская торговля утратила свое былое значение, но ее следы остались, например, в виде привозных товаров из Византии, запечатленных в убранстве церквей XII века, особенно Свирской, которая отличалась, по утверждению летописца, «изрядной красотой», так как имела иконы «златом и серебром, и жемчугом и камением драгим... и всею благодатью исполнены», что по преимуществу было привезено с рынков Константинополя. Почти то же говорит летописец и о церкви Иоанна, утверждая, что в ней иконы «златом и фининтом украшены». Еще П.В.Голубовский не сомневался в том, что серебряные и золотые украшения в церквах Смоленска XII века следует считать результатом его торговли с Византией.27)

Наконец, в другом месте П.В.Голубовский, говоря о товарах смоленско-византийской торговли, отмечает, что в числе этих товаров надо признать золотой позумент, привески сканной работы, тарелку с изображением грифона28) и [296] стеклянные бусы с позолотой, найденные в курганах кривичей. Наконец, перечень товаров, привозимых в Смоленск из Византии, значительно расширился последующими раскопками Гнездовских курганов, проведенными И.С.Сергеевым (1898—1901 гг.),29) И. С. Абрамовым (1905 г.)30) и особенно в 50-х годах Д.А.Авдусиным.31) В частности за счет его находок список вывезенных из Византии на Смоленскую землю товаров пополнился медной застежкой с изображением драконов, привесками к ожерелью из золотой византийской монеты императора Феофила (829—842 гг.), бляшкой в виде человека, рвущего на себе волосы, а также небольшой медной застежкой плаща, очень напоминающей по очертаниям фигуру барана или козла.32) Кроме того, в Смоленском краеведческом музее экспонируются вещи, привезенные в свое время из Византии и найденные на Смоленщине в раскопках сельских поселений, вместе с материалами XI—XII веков, что говорит о широте и значении смоленско-византийских связей (за пределами городского центра).33) Товары, поступавшие из Византии на Смоленщину, по своему характеру не отличались от общерусских.34)

Однако ни археологи, ни историки далеко еще не проанализировали всего накопившегося от археологических раскопок на Смоленщине материала, чтобы с уверенностью определить как предметы местного изготовления, так и привозные (откуда и когда). Эта интересная и большая проблема все еще ждет своего исследователя.[297]

Торговые связи с мусульманским Востоком

Вряд ли менее оживленными и значительными, чем византийские торговые связи IX—XI веков, были в ту пору торговые связи Смоленска с мусульманским или арабским Востоком. Но выяснение их, пожалуй, еще более затруднительно, нежели выяснение торговых отношении с Византией. Об этих последних у нас были не только вещественные доказательства, но и письменные свидетельства, восточные же торговые связи Смоленска подтверждаются лишь вещественными остатками. В арабских письменных источниках имеются только отдельные намеки или косвенные следы этих связей. Останавливаться на их анализе в настоящей работе нет возможности.

Главным свидетельством торговых связей смольнян с Востоком в IX—XI столетиях могут служить вещественные остатки: восточные вещи и монеты, находимые на Смоленщине и в сопредельных с нею районах. Однако, эти вещественные данные при их относительном богатстве (в сравнении с остатками византийской торговли) еще недостаточно учтены и изучены. Главный арсенал в этом смысле составляют опять-таки раскопки Гнездовских курганов.35) Не останавливаясь подробно на вещах, «завезенных» в древний Смоленск с мусульманского Востока, хочется хотя бы провизорно отметить большое сходство в их названиях с вещами, упоминаемыми в описании захоронения богатого русса в Булгарии.36)

Но наиболее бесспорным доказательством связей кривичей смоленских с булгарами служит идентичность некоторых вещей в булгарских и смоленских кладах, сохранившихся от X века. Особенно это относится к некоторому виду бус.

А.П.Смирнов, изучая булгарские клады X века, обратил вниманние на имевшиеся в них вещи, которые напоминают [298] вещи, характерные для смоленских кладов X века.37) Очень выразителен в этом отношении клад, найденный в Гнездове в 1868 году.38)

Исходя из других источников, хотя и весьма относительных, можно полагать, что древний Смоленск имел восточные торговые связи не только с Булгарией, но и с хазарским Итилем. Но самый оживленный обмен товарами между Смоленском и арабским Востоком шел через ближайшую к нему по месту расположения Волжско-Камскую Булгарию с ее центром — городом Булгар.

Все это находит подтверждение, как уже отмечалось в вещах, привозимых с Востока.

Торговые связи древнего Смоленска с булгарами и мусульманским Востоком подтверждаются «россыпями» монетных кладов и отдельными находками арабских диргемов, которые и до сих пор нередко обнаруживаются на Смоленщине и в смежных с ней областях.

Уже для своего времени И.М.Красноперов считал поразительным количество арабских монет VII, VIII, IX и X веков, обнаруженных в Смоленском крае, при этом некоторые из них оказались битыми (чеканенными) в Африке и Испании.39) В подтверждение этого он приводит конкретные данные,40) которые, к сожалению, не стали достоянием сводных нумизматических работ (с учетом топографии древних кладов).41)

Теперь монетные данные в значительной степени систематизированы. Они свидетельствуют о весьма обширном ареале арабской торговли, а также о большом размахе торговли приднепровских славян, которым восхищался в свое время Русский историк В.О.Ключевский, с гордостью восклицавший в своих лекциях: «Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далекие и разнообразные торговые пути с берегов Днепра или Волхова».42)

Немалый вклад в грандиозные общеславянские усилия по развитию ранних внешнеторговых связей, в том числе с [299] мусульманским Востоком, внесли и смоленские кривичи. Это подтверждается хотя бы тем, что в земле Смоленской, как и в пределах всей Руси, по преимуществу преобладают находки серебряных арабских диргемов IX—X веков, то есть периода наиболее активных связей, а монеты VIII и тем более VII веков, как и XI века, характеризующие соответственно начало и замирание арабской торговли, встречаются лищь единично.

Достаточное подтверждение нашим выводам о древней смоленско-восточной торговле мы встречаем и в новейших исследованиях советских нумизматов. Особенно интересно в этом отношении весьма аргументированное исследование монетных кладов в Древней Руси В.Я.Янина.43) Оно проливает свет на выяснение и конкретизацию ряда вопросов, связанных с изучением внешнеторговых отношений Древней Руси, в частности русско-арабской торговли, в том числе и смоленско-арабокой.44)

Например, из приводимой в работе В.Я.Янина таблицы видно, что 89,71% в гнездовских кладах составляют арабские монеты, из них 68 монет (при самой младшей монете, датируемой 960 г.) относятся ко времени династии Саманидов,45) то есть чеканились в период от 875 до 999 года. Уже в силу этих фактов Смоленщина не может быть выключена из сферы торговых связей Руси с арабским Востоком ранее начала XI века, который вообще являлся, как известно, временем затухания этих связей.

Более того, экономически развитый в ту пору Смоленск очень скоро поспешил компенсировать сокращение своих внешнеторговых связей (из-за обрыва их с арабским Востоком и заметного в XI веке увядания торговли с Византией) установлением контактов с Западом. В пользу этого утверждения говорят те же нумизматические данные, которые приводятся В.Я.Яниным в монетной таблице. Из нее ясно видно, что все 45 монет другого гнездовского клада (при датировке самой младшей из них 1065 г.) являются западноевропейскими.46) То же было встречено и в Полоцке, хотя размер [300] здешних кладов в три раза превышал размер гнездовского (при младшей монете от 1060 г.).47) Во всем этом нельзя не видеть зарождения внешнеторговых связей русских земель в западном направлении, то есть по Западной Двине.

Напрашивается вывод, что торговые связи древнего Смоленска с арабским Востоком имели место уже с самого начала IX, а может быть, с конца VIII веков и продолжались до конца XI века.

Находки вещей (например, весов, разновесов и других атрибутов торговли смольнян), особенно диргемов (по топографии их расположения), показывают, что торговля древнего Смоленска с мусульманским Востоком при всех ее спадах и подъемах шла по преимуществу через Волжско-Камский Булгар и Волжский бассейн (как, впрочем, и торговля ряда других центров Руси).48) Исключительно важную роль на этом пути играл для Смоленска правобережный приток верхней Волги — река Вазуза, почти сливавшаяся с верховьем Днепра, где и рос наш город. Из Смоленска, таким образом, плыли вверх по Днепру, затем волоком через Солодовничи (или Волочок) перебирались в реку Вазузу, а по ней — в Волгу и в Булгар Великий.49) Это не только был наиболее кратчайший и удобный для смольнян путь к восточным рынкам, но он связывал между собой западные и восточные земли древней Руси, а также саму Русь с Волжско-Камской Булгарией, а, возможно, и с Хазарией.

И вряд ли случайно, что с главными компонентами этого естественного и торного пути — Днепром и Волгой — река Вазуза сравнительно рано стала известна в древней письменности (что следует сказать и о волоках).50)

Что касается древних Солодовничей и Волочка, находящихся в месте наибольшего сближения Днепра с Вазузой,51) то [301] о них упоминается в уставной грамоте князя Ростислава от 1150 года, как о важных поселениях Смоленского княжества. Но вряд ли отмеченный нами главный путь смоленско-восточных торговых связей через Вазузу (Днепр—Вазуза—Волга) был единственным. По-видимому, существовали и другие пути или тракты (пусть даже менее торные), которые неоднократно отмечались в историко-географической литературе как возможные варианты широких связей древнего Смоленска с Волжско-Камской Булгарией.52) Но при всех условиях и возможностях торговая дорога от Смоленска по Днепру, Вазузе (включая и ее приток Гжать) и Волге к арабскому Востоку являлась самой наикратчайшей и удобной.

Итак, древнейшие внешнеторговые связи Смоленска, особенно в IX—X веках, проходили одновременно в двух направлениях: в южном, с Византией, — по Днепру, через Киев и Черное море; в восточном, с мусульманским Востоком — через Булгар Великий по Волге и ее верхнему притоку Вазузе, соединяющейся с верховьем Днепра небольшим «волоком» через Волочок или Солодовничи.

Однако трудно утверждать, какое из этих двух древнейших направлений иноземной торговли Смоленска следует признать более ранним и оживленным. Есть пока лишь незначительные основания считать, что восточный или «арабский» путь был для древнего Смоленска более торным, нежели южный или «греческий». По авторитетному мнению археолога А.В.Арциховского, «уже преобладание в кладах и погребениях (даже на Днепре) арабских монет над византийскими»53) подтверждает это. Кроме того, А.В.Арциховский, говоря о Гнездовских курганах IX—X веков, отмечает, что «хотя они и расположены на берегу Днепра, вещи, привезенные с мусульманского Востока, найдены в ряде курганов (например, известная расписная посуда), а византийских вещей почти нет».54)

Все это достаточно оправдано и убедительно, если иметь в виду еще слабую изученность накопившегося на сей счет вещевого материала.[302]

Но, признавая без колебаний преобладание в IX—XI веках арабских связей над византийскими во внешней торговле древнего Смоленска, нельзя столь же легко согласиться с тем, что они могли быть и более ранними, на что мы уже обращали внимание. Увядание обоих древнейших путей и направлений (византийского и арабского) во внешней торговле Смоленска происходит, в сущности, как мы видели, в XI веке, с той лишь разницей, что арабская торговля со смольнянами к середине этого века окончательно «обрывается», а византийская все еще продолжает теплиться, пожалуй, до середины или до конца следующего века.

Таким образом, если арабская торговля в древнем Смоленске была более оживленной и активной, чем византийская, то последняя возникла раньше и закончилась позднее.

Все свидетельствует о том, что древний Смоленск (до общего увядания в XI—XII веках русско-византийской торговли и не менее существенных и оживленных до XI века торговых связей с мусульманским Востоком) играл довольно активную роль во всех исторически важных международных экономических отношениях Руси. Совершенно очевидно, что город в те далекие времена не только сам обменивался товарами с Византией и арабским миром, но и являлся крупным пунктом через который восточные и южные товары шли далеко на запад (к Полоцку) и на север (к Новгороду), а также за пределы Руси.55)

Нет сомнения, что в древнем Смоленске могли встречаться и через его порты и базы растекаться в «иные земли» самые различные товары Европы и Азии. Все это, естественно, содействовало раннему оживлению внешнеторговых связей, экономическому, культурному и политическому процветанию города.

Уже в первой половине XII века Смоленск становится центром княжества и обретает положение мощного западного форпоста на Руси. Вместе с тем он делает новые успехи в своих внешних торговых связях, которые, однако, теперь развиваются только в западном направлении. Они более активны заменили Смоленску утратившие свое былое значение сношения с Византией и мусульманским Востоком.[303]

Западное направление внешней торговли древнего Смоленска

Второй период внешнеторговых связей древнего Смоленска падает на XII—XIV века — время расцвета удельного Смоленского княжества. Смоленск этой поры был типичным, богатым городом феодальной Руси. По развитию своей экономики и культуры он не уступал городам Европы, в том числе и северогерманским, занимавшим позднее видное место в торговом союзе Ганзы и торговле со Смоленском.

В связи с тем, что Смоленск в период татарского ига не подвергался набегам основных татаро-монгольских сил, он продолжал развиваться как город и сохранял самобытные русские черты в материальной культуре. Торговля Смоленска с Западом заметно ожила на рубеже XII—XIII столетий, тогда как его внешнеторговые связи в южном и восточном направлениях замерли. Этому способствовал распад феодальной Киевской державы и изменение ее международной обстановки (набеги кочевых племен, захват крестоносцами Византии). Активизация торговых связей с Западом компенсировала для Смоленска утраченную торговлю с Византией и мусульманским Востоком.

К началу XIII века ремесленно-торговый потенциал Смоленска оказался довольно значительным, торговые связи с немцами развились настолько, что появилась необходимость в их юридическом оформлении. Именно на XIII—XIV века падают серия Договорных торговых грамот смоленских князей с Ригой, Готландом и немецкими городами,56) а также другие свидетельства, касающиеся истории торговых связей Смоленска с Западом.57)

Торговля Смоленска шла теперь лишь в западном направлении: с Восточной Прибалтикой (с начала XIII в. с Ригой), с островом Готландом (центр Висби) в Балтийском море, с северогерманскими городами (Любеком, Бременом, [304] Мюнстером и др.), к XIV веку оформившими свой торговый союз Ганзу во главе с Любеком.

Западное направление внешней торговли Смоленска в XII—XIV веках как бы распадалось на два периода: 1) доганзейский и 2) раннеганзейский. Важной вехой в этой торговле явилась Договорная грамота смоленского, князя Мстислава Давидовича с Ригой, Готландом и немецкими городами, известная под названием Договора 1229 года.58) Главным содержанием этого юридического акта была так называемая «Смоленская торговая правда». Текст ее в Грамоте Мстислава Давидовича выделен словами:«Зде начинается правда» до слов «Коля ся грамота псана...».59)

«Правда» явилась правовой основой торговли, которую вели с немцами западнорусские города во главе со Смоленском,60) заключившим Договор 1229 года от своего имени и от имени Витебска и Полоцка.61)

До начала XV века «Правда» признавалась торгующими сторонами «основным законом», который иногда дополнялся, но всегда сохранял свои коренные принципы.62) Практическое значение этого памятника международного права сохранялось на протяжении XIII и XIV веков. Этим, прежде всего, и объясняется тот факт, что текст Договора 1229 года дошел до нас в шести (А, В, С, Д, Е, F) списках,63) составленных в разное время XIII—XIV веков.64) Он вместе с «Русской правдой» был включен в юридический сборник второй половины XIV века, как важнейший правовой и действующий закон того времени.65) О реальном значении Договора 1229 года и в конце XIV века [305] можно судить по письму той поры рижских послов в Литве к своему Совету в Риге, котором они спрашивали, как им относиться к «Смоленскому Договору», ибо в нем написано, что «русские имеют право плавания от Готланда к Травне».66) Действительно, статья 20/18 Договора 1229 года так и формулирует это право: «Тако русину ехати из Гочкого берега до Травны».67) Ясно, что в данном случае речь шла только о Договоре 1229 года, который, следовательно, сохранял юридическую и практическую силу до конца XIV века. Учитывая продолжительное и устойчивое историческое значение Договора 1229 года в торговых отношениях Смоленска с Западом и участие в них Ганзы, мы делим историю этих отношений на два периода: 1) торговые связи Смоленска с Западом до 1229 года и 2) доганзейские и раннеганзейские торговые отношения Смоленска с Ригой, Висби и северогерманскими городами на основе «Смоленской торговой правды» 1229 года до конца XIV века.68) Любопытно в этой связи именно то, что все остальные официальные документы (грамоты), относящиеся к торговым отношениям Смоленска с Западом в XIII—XIV веках, хотя и не имеют столь самостоятельного характера, как «Правда», но тесно с нею связаны.69)

При построении выводов по исследованию торговли древнего Смоленска с Восточной Прибалтикой, Готландом и ганзейскими городами нами учитываются и другие дошедшие до нас данные и источники по интересующему нас вопросу. [306] В их числе летописные сведения, хроника,70) торговые записи,71) а также данные нумизматики и, частично, археологии.

* * *

«Путь в немцы», который шел из Днепра через небольшой волок в реку и озеро Каспля, затем в западную Двину и Рижский залив «моря Варяжского», хорошо был известен нашим летописцам. Официальные источники (XIII в.) о торговле Смоленска с Западом также свидетельствуют о том что смоленские купцы по Каспле попадали в Западную Двину и, минуя Витебск, Полоцк, Ригу, достигали на своих «ладьях» и «учанах» Готланда в Балтийском море и ряда северогерманских городов.

Нередко смоленские купцы добирались до Каспли и далее до Витебска гужевым транспортом. Зимний санный путь, именуемый в источниках «верхом» (в отличие от летнего водного — «низом») на большом протяжении шел по замерзшим водам тех же рек. Тем же путем и таким же способом прибывали в Смоленск и немецкие купцы.72)

* * *

Как рано завязались внешнеторговые отношения Смоленска с Западом, установить трудно. Однако археологические, нумизматические и письменные сведения с определенностью убеждают в том, что смоленские купцы устанавливают связи с Восточной Прибалтикой и немцами во времена гораздо более ранние, нежели те, в которые образовался город Рига (1201 г.) и, видимо, не позднее, чем появились в водах Рижского залива немецкие купцы (1158 г.).73) Более того, Б.А.Рыбаков, приводя соответствующие данные, намечает, еще в киевской торговле IX—XI веков «два мощных потока»; направленных на Запад: первый — через Волынь Краков на Прагу и Регенсбург, а второй — через Смоленск, Новгород и [307] Ладогу — в польские и вендские города южной Прибалтики». (выделено мной. — Н.У.)74)

 Подтверждают косвенно существование торгового пути смоленско-новгородского направления и новейшие исследования советских нумизматов. В.М.Потин с определенностью показал, что в XI веке происходит заметная смена потока восточных диргемов и византийских милиарисиев западноевропейскими динарами. Это, несомненно, указывает на усиление экономических связей Руси со странами Западной Европы. Здесь необходима оговорка, что уже в XII веке приток на Русь динаров прекращается.75) Более определенные данные о наличии западных экономических связей Смоленска мы встречаем у В.Я.Янина, который отмечает, как уже говорилось, что в одном из рассмотренных им гнездовских кладов в 45 монет (при датировке самой младшей из них 1065 г.) не было никаких других монет, кроме западноевропейских.76) То же оказалось и в полоцком кладе, хотя размер его в три раза превышал размер гнездовского клада (при младшей монете от 1060 г.).77) Во всем этом нельзя не видеть, как мы отмечали, явных следов торговых путей, прокладываемых Смоленском и городами Подвинья через Западную Двину «в немцы» уже около середины XI века.78) Словом, основываясь на многих данных, можно утверждать, что смоленские купцы появились в водах Балтийского моря и на главной [308] раннеторговой базе Висби одновременно или почти одновременно с новгородцами79) и не позднее, чем немцы появились в водах Рижского залива.

В.Т.Пашуто совершенно прав, когда, ссылаясь на определенные данные, подчеркивает, «что место Рига» еще до вторжения в Восточную Прибалтику немецких феодалов, то есть «донемецкая» Рига — Земгальская гавань, давно была пунктом встречи местных, русских, готландских купцов». Сославшись на Генриха Латвийского, В.Т.Пашуто резонно замечает: «Нужно помнить, что сами немецкие купцы были допущены сюда для торговли с разрешения Полоцка».80)

С обоснованием в 1201 году Риги к ней «проложили путь» странствующие немецкие купцы, которые объединились с купцами острова Готланд. Они же ревностно помогали епископу Альберту в войне с народами Прибалтики и с Русью. По привилегии 1225 года, данной Альбертом, оседлые купцы получили господство в Риге. В 1215—1234 годах в ее пределах возникает северо-западный «пригород», где находился «русский квартал» (Russiche dorp), а в нем подворье полоцких купцов и церковь св.Николая, появившаяся, видимо, вскоре после 1212 года.81) Роль северогерманского купечества в Балтийской торговле на рубеже XII—XIII веков, в связи с начавшимся в это время покорением немцами Восточной Прибалтики, заметно возрастает. Теперь сфера его торговой деятельности расширилась, вышла за пределы острова Готланд и достигла северо-западных княжеств Руси. Немецкое купечество, «сблизившееся», по выражению Генриха Латвийского, еще на острове Готланд с русскими, с жадностью стремилось завязать непосредственные торговые связи с Русью. Еще немецкий историк Л.К.Гетц говорил о трех возможных случаях (1210, 1212, 1220 гг.) для заключения немцами мирных актов с русскими на Двине.82) Следы таких актов действительно проступают в источниках. Из этих источников мы узнаем, что заключаемые здесь первоначально соглашения для немцев прямого значения не имели. По утверждению Генриха Латвийского, немцы радовались установлению с Подвиньем так называемого «вечного мира» 1210 года не потому, что упорядочивались их торговые отношения с русскими, а потому, что теперь [309] (немцам — Н.У.) безопаснее воевать с эстами и другими языческими племенами».83) Значит «мир» заключался прежде всего для того, чтобы прикрыть и облегчить агрессию, осуществляемую «крестоносной сволочью», как метко окрестил тогдашних немецких поработителей К.Маркс.84)

Сначала северогерманское купечество служило агрессивным целям немцев, способствуя продвижению их в восточные славянские земли — («Drang nach Osten»). Сотрудничая с «крестоносцами», во главе которых стоял их Орден, на первых порах защищавший «людей торговли», северогерманское купечество помогало немецкому вторжению в Прибалтику, в расчете на рынки завоеванных земель и на создание более благо-приятной для себя позиции в торговле с Русью.85) Правда, согласие между Орденом и северогерманскими купцами оказалось недолговечным.86) Уже в 1282 году северогерманское купечество образовало свой независимый от Ордена союз — объединение торговых центров: Висби, Риги, Любека. Силы этого союза (Ганзы в эмбрионе) уже тогда направлялись на борьбу против тех, кто намеревался стеснять свободу немецкой торговли (в том числе против Ордена).

* * *

Значительно труднее, нежели преодоление препятствий в торговле, исходящих от Ордена, оказалось для немецкого купечества подавление упорных стремлений русских сохранить свою свободу и равноправие во внешних связях (даже в условиях раздробленности страны в феодально-удельный период). Яркий пример подобным стремлениям русских являли западные княжества Руси, связанные по Западной Двине торговыми отношениями с немецким купечеством и ни в чем не уступавшие своим торговым партнерам. Не смогли нарушить здесь принципов русских и ганзейские купцы, которые во второй половине XIV века окончательно оформили свою Ганзу, объединившую около ста северогерманских городов. Кроме того, Ганзейский союз включал в свое объединение такие важные торговые центры в сфере Балтийской торговли, как Висби на Готланде и Рига в устье Западной Двины. Эти города вместе [310] с Любеком являлись ядром Ганзейского союза и направляюшей силой его политики.

В связи с этим торговые договоры Смоленска с немецким, в частности ганзейским, купечеством заключались прежде всего от имени Риги, Висби и «всего купечества» северогерманских городов. Висби до появления Риги играл на этой магистрали главную роль в русско-немецкой торговле и потому являлся основной целью в заморских поездках купцов Подвинья и Смоленска.

Немецкие купцы все больше убеждались в безрезультатности политики «огня и меча» и претензий на диктат в отношениях с русскими по Западной Двине. Все это заставило их, наряду с применением силы оружия, прибегнуть в определенных условиях к сепаративным мирным соглашениям. Однако серия договоров и соглашений немцев с восточными соседями, появившаяся в начале XIII века, продиктована, как уже отмечалось, скорее тактикой агрессоров «разделяй и властвуй», нежели мирными торговыми интересами северогерманского купечества. Подтверждение этому мы находим даже у такого ревностного защитника немецкой агрессии на Восток, как Генрих Латвийский.87) Как видно из описания в «Хронике Ливонии» событий 1207—1212 годов,88) борьба немецких агрессоров имела не только неблагоприятный, а прямо угрожающий характер для крестоносцев, ибо ливонская церковь, по словам хрониста, «находясь (в то время — Н.У.) посреди множества языческих племен, в соседстве с русскими, терпела немало бедствий, так как все имели одно стремление уничтожить ее. Поэтому рижане решили отправить послов к королю89) Полоцкому попытаться, не удастся ли добиться какого-нибудь мирногосоглашения с ним»90) (выделено мной. — Н.У.). Вот почему и при каких условиях немцы поспешили закончить дело миром с Полоцком, как пограничным княжеством, которому ощутимо помогал Смоленск, установивший свой «протекторат» в Подвинье, не только в защите русских границ, но и во внешнеторговых связях по Западной Двине.91) [311]

В такой обстановке Смоленск не мог оставаться в стороне от «вечного мира» 1210 года и не замедлил определить в нем свое самостоятельное участие, хотя хронист не упоминает об этом. Однако уже тот факт, что князь полоцкий послал с рижскими послами, как утверждает хронист, «Лулольфа, разумного и богатого человека из Смоленска (Smaleneceke), чтобы по прибытии в Ригу обсудить дела мира и справедливости»92) (выделено мной. — Н.У.), говорит в пользу участия в этом соглашении не только Полоцка, но и Смоленска, а также, по-видимому, и Витебска. Ведь в ту пору все три города были тесно связаны экономически и политически и могли представлять в соглашении с немцами одну сторону. На объединенную силу этих городов и натолкнулась немецкая агрессия.93)

Заключение соглашения имело также целью, как сообщает Генрих, «открыть купцам взаимный доступ» друг к другу. Он был открыт и смоленским купцам. Подтверждение этому мы встречаем теперь уже у самого хрониста, когда он повествует о том, что прежний договор (вечный мир 1210 г.) был в 1223 году (после битвы на Калке) возобновлен и при этом так, как «заключен был уже ранее». В сообщении о возобновлении мира Смоленск не просто упоминается, но и выставляется хронистом на первый план: «Тогда король смоленский, (de Smalenceka), король полоцкий (de Plosceka) и некоторые другие русские короли отправили послов в Ригу просить мира. И возобновлен был мир во всем такой же, какой заключен был уже ранее»94) (выделено мной. — Н.У.).

Достаточно выразительное подтверждение участия Смоленска в «вечном мире» 1210 года проступает и в собственно смоленских источниках официального и чисто торгового характера. Одним из них является «проект договора» неизвестного смоленского князя с Ригой, Готландом и немецкими городами, который предшествовал договору 1229 года и послужил ему прототипом, а не подтверждением (ошибочно относимым к 1230, 1240 годам и даже к 1250 году).95) [312]

Вслед за возобновлением в 1223 году прежнего мира (то есть «вечного мира» от 1210 г.) Смоленск, укрепив свои позиции в Подвинье, выступил со своим «проектом договора» около 1223—1225 годов. Этот проект по каким-то причинам не был подписан немецкой стороной и дошел до нас со ссылкой на Мстислава Романовича, предшественника неизвестного смоленского князя. Таким образом, оба источника («Хроника» Генриха и «проект») весьма созвучны и ссылаются безусловно, на один и тот же «вечный мир» 1210 года, который был возобновлен в 1223 году, а последнему мог соответствовать и сам «проект», предложенный смольнянами, но не подтвержденный немецкой стороной. И только в 1229 году Смоленску удалось реализовать свою инициативу в деле заключения торгового договора со «всем купечеством» немецко-ганзейской стороны.

Таким общим и фундаментальным юридическим актом явился уже упоминавшийся нами Договор 1229 года, основную часть которого составляла знаменитая «Смоленская торговая правда», а прототипом ее был предшествовавший ей «проект» неизвестного смоленского князя около середины двадцатых годов XIII века.

Таким образом, «Смоленская торговая правда», вошедшая в Договор 1229 года96) и составившая затем, как отмечалось, основу доганзейских и раннеганзейских торговых сношений Смоленска с Ригой, Висби и северогерманскими городами в XIII—XIV веках, появилась не на пустом месте, а на достаточно подготовленной почве. Инициаторы и авторы Договора 1229 года смольняне хорошо и всесторонне продумали условия, прежде чем направили в Ригу «своего лучшего попа Еремея и с нимь умьна мужа Пантелея», чтобы «утвердить мир» на основе данной ими «Правды». При этом смольняне старались создать такую юридическую основу соглашения, «чтобы мир был до века», и «урядили тако мир, како было Руси любо и всему латинескому языку, кто то у Русе гостить»,97) как об этом говорится во вступительной части самого документа. И действительно, русские авторы98) написали такую «Правду», в которой ясно и приемлемо для обеих сторон говорилось, [313] «како то держати Руси с Латинескимь языком правду, а Латиньскому языку с Русию держати правду...».99)

Действие Договора 1229 года, как упоминалось, распространялось со стороны русских не только на Смоленск, но также на Полоцк и Витебск.

Другую договаривающуюся сторону составляло «латинское купечество» из «Римского царства», оно официально представляло власти Риги, Ордена, Висби. Действие Договора и здесь распространялось на широкий круг контрагентов по торговле с русскими через Западную Двину. В их числе мы видим города: Любек, Сест, Мюнстер, Гренинген, Дортмунд, Бремен и Кассель, а также Ригу и Висби. Из текста Договора 1229 года, видно, что представители этих городов присутствовали при оформлении данного важного международного акта. В последующих подтвердительных торговых документах упоминается и Брауншвейг. Названия городов с достаточной наглядностью показывают ареал распространения русской торговли через Западную Двину.

Важнейшие статьи Договора 1229 года говорят о соблюдении полного юридического равенства (основы которого перекликаются с нормами древнерусского права) и о паритетности сторон, скрепивших этот акт своими подписями и печатями. Договор отражал богатую практику торговли немцев в Смоленске, а смольнян — в немецких городах. Свидетельство этому находим в его тридцати семи статьях (кроме «вступления» и «заключения»).

Из общих принципов взаимного равенства и паритетности, зафиксированных в Договоре 1229 года по инициативе смольнян и красной нитью проходящих через весь документ, вытекали решения более частных вопросов в торговых взаимоотношениях сторон, подписавших соглашение. В Договоре встречаемся со следующими статьями: о «чистом пути»; о транспортировке товаров, их разгрузке и перегрузке, в том числе на «волоке»; о соблюдении личных имущественных прав иноземных и отечественных (связанных с внешней торговлей) купцов; о порядке разрешения споров; о судопроизводстве; о мерах наказания; о розничной торговле; о праве торговать в кредит; о свободной беспошлинной торговле и прочие. Наконец, об ограничениях, связанных с обязанностью немецких купцов уплачивать в Смоленске «весчую» пошлину с товаров, а также при покупке золота, серебра и смоленских серебряных [314] сосудов или при перекупке серебра. Иных преимуществ в пользу какой-либо из сторон этот документ не давал.100) Следовательно, ни о каких привилегиях немцев на основе 1229 и предшествовавшего ему проекта договора 1223/1225 годов говорить нет оснований, ибо закрепленные в «Смоленской торговой правде», составляющей юридическую базу торговых сношений, принципы паритетности противоречат самой возможности политики диктата.

Анализ сущности Договора 1229 года в целом и отдельных его статей свидетельствует о том, что смольняне в торговых сношениях с немцами были не менее активными, чем немцы и вполне равноправными с ними.101) Смоленские купцы не только принимали у себя заморских гостей, но и сами с большим успехом ездили как в Ригу, Висби, так и в собственно немецкие города, особенно в Любек («до Травны»), о чем говорится в Договоре 1229 года и в последующих подтверждениях его до самого конца XIV века.102)

Нет сомнения, что поездки купцов западнорусских городов (в том числе и смоленских) на Готланд (не говоря уже о Риге) и в северогерманские города были обычным явлением, как и поездки немецких купцов в города Подвинья и в [315] Смоленск. Взаимность в обмене визитами торгующих между собой сторон нам кажется аксиомой.

* * *

Торговые сношения между городами Западной Руси и немецкими были взаимно выгодными. Именно поэтому стороны и заботились на протяжении почти двух веков (после Договора 1229 г.) о поддержании этих сношений, о чем свидетельствуют дошедшие до нас подтвердительные грамоты XIII—XIV веков со ссылками на старые условия Договора 1229 года.103) Сношения между Смоленском и Ганзой были настолько выгодны, что обе стороны уславливались иногда даже о том, чтобы не прерывать торговли и в случае войны между государствами. (Такая оговорка имеет место в подтвердительной грамоте Федора Ростиславича 1284 г.). Факты подтверждений и возобновлений Договора 1229 года (при «обрывах» торговли) обнаруживают устойчивость взаимных интересов торгующих сторон, которые не только помнили об условиях «Смоленской торговой правды», но и опирались на них в своих сношениях до конца XIV века.

Правда, во второй половине XIV века одним из важнейших условий Договора 1229 года о «чистом пути» на обе стороны (из Смоленска «до Травны» и оттуда до Смоленска) стала пренебрегать Рига, занимавшая промежуточное положение в торговых связях западнорусских городов с ганзейцами и успевшая упрочить к этому времени свои позиции в Ганзе. Рига в эту пору все более решительно становилась на путь утверждения своей монополии в ганзейско-русской торговле по Западной Двине, пытаясь ограничить эту торговлю своим портом, чтобы «привязать» ее только к рижскому рынку.

Все западнорусские князья, особенно смоленские, несмотря на притязания Риги, до конца самостоятельности Смоленского княжества ревностно охраняли принцип «чистого пути» в торговых сношениях Смоленска с Западом, как он был признан в «Смоленской торговой правде» 1229 года и сохранен впоследствии.

Купцы Смоленска, пользуясь покровительством своих князей, не прекращали заморских поездок не только в XIII веке, но и на протяжении всего XIV века. В свою очередь, немецкие [316] купцы оставались завсегдатаями на рынках упоминавшихся нами древнерусских городов.

Только на рубеже XIV—XV веков Рига в конкурентной борьбе отстраняет прежних руководителей ганзейской торговли по Западной Двине и на Балтийском море — Висби и Любек.

В результате активная торговля Смоленска с немцами в Риге, Висби, Любеке и других северогерманских городах, торговля которую он вел почти на протяжении двух веков (XIII—XIV) на основе «Смоленской торговой правды», в XV веке утрачивает былое значение, а Договор 1229 года с переходом Смоленска под власть литовских князей и феодалов теряет силу. Дальнейшие тортовые сношения Смоленска с Ганзой определялись соответствующими грамотами, а также договорами литовских князей (особенно данных Витовтом), которые заключались с Ригой.104) Но и в документах эпохи Литовской Руси основной принцип «чистого пути», как он был изложен в Смоленском трактате 1229 года, еще не забывался смольнянами и полочанами в течение всего XV века, что вытекает из полоцких торговых документов того времени.105) Натиск со стороны Полоцка и Смоленска, не желавших мириться с «рубежом» в Риге, вынуждал рижских купцов по временам поднимать «шлагбаум», чтобы пропустить западнорусских купцов «за море». Завоевание Ригой роли единственного посредника в торговле городов Подвинья и Смоленска с Западной Европой, ограничение этой торговли рижским рынком сопровождалось протестами и со стороны немецких городов Ганзы, как это видно из ряда решений ганзетагов конца XIV и начала XV веков.106)

* * *

Изучение источников и литературы дает основание утверждать что Смоленск в своих экономических связях с Западом не допускал посредничества немецкого купечества и тогда, когда северогерманские города объединились в Ганзу. Эта [317] особенность в сочетании с отдаленностью Смоленска от морских путей могла быть причиной того, что в Смоленске немецкие купцы не завели своего специального торгового двора,107) как то было в Новгороде. В Смоленске, по свидетельству источников, немецкие гости размещались на отдельных «дворах» и «дворищах», либо приобретенных в собственность, либо временно снятых у горожан. Правда, Латинская церковь св.Марии в Смоленске, упоминаемая в источниках уже в первой трети XIII века, являлась своеобразным центром (складом конторой и хранилищем кассы) немецких купцов.

Среди товаров, вывозимых из Смоленска, были предметы ремесленного труда, ювелирные изделия, выделанные кожи, поделки из дерева и кости, металличеокие изделия («суды серебряные»).108) Сельское хозяйство давало на внешний рынок зерно, мясо, шкуры, скот; лесные промыслы — воск, пушнину, деготь и др. Находили сбыт за границей предметы льняного тканья («убрусы», «полавочники») и другие изделия городского и деревенского ремесла Смоленщины.

При всем значении торговли древней поры нельзя забывать, что она обслуживала преимущественно интересы княжеского двора, бояр и отчасти горожан, в деревню же «заморские товары... почти не проникали».109)

Источники свидетельствуют о неослабном интересе древнего Смоленска к внешнеторговым связям на протяжении IX—XIV веков и об особой активности этих связей в XII—XIV веках.



1) В частности, по Б.А.Рыбакову, для Смоленска (в XI—XII вв. — Н.У.) можно указать диаметр района подобного сбыта в 400-450 км. (см. Б.А.Рыбаков. Торговля и торговые пути. История культуры Древней Руси, т.I, М.-Л., 1948, стр.362).

2) Повесть временных лет под ред. В.П.Адриановой-Перетц. (Текст, перевод и комментарии), ч. 1-2. М.-Л., 1950, стр. 209 (по переводу).

3) И.М.Краснопёров. Очерки промышленности и торговли Смоленского княжества с древнейших времен до XV века. Историческое обозрение, т. VII, СПб, 1894, стр. 68 (в дальнейшем: И.М.Красноперов. Очерки промышленности...).

4) П.В.Голубовский. История Смоленской земли до начала XV столетия. Киев, 1895, стр.100 (в дальнейшем: П.В.Голубовский. История Смоленской земли...).

5) О некоторых подробностях таких связей в наиболее раннюю их пору см. Е.А.Шмидт. Хозяйственные связи племен, населявших Смоленщину в раннем железном веке (в кн. «Материалы по изучению Смоленской области», вып. VI. Изд. «Московский рабочий», 1961).

6) Более подробно об истори этого пути, его направлениях (и вариантах), а также о его значении см. В.А.Бриль «Путь из варяг в греки». Известия АН СССР, VII серия. Отделение общественных наук. №2, 1931, Л., стр. 201-247; С.В.Бернштейн-Коган. Путь из варяг в греки. «Вопросы географии». Историческая география СССР. М., 1950, стр.239-271 и др.

7) Ср. И.М.Красноперов. Очерки промышленности..., стр. 77.

8) См. Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории СССР. Изд. АН СССР. М., 1950, стр. 522.

9) См. И.М.Красноперов. Очерки промышленности..., стр.77; П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.104; В.В.Кропоткин. Клады римских монет на территории СССР, М., 1961, особ. стр. 46, №199.

10) См., например, В.Л.Янин. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1956, стр.195 и след. В.В.Кропоткин. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962, особ. стр.28-29, №№102-111.

11) См. В.Т.Пашуто. Внешняя торговля древней Руси (до середины XIII века). «История СССР», 1967, №3, стр.81-82 (далее: В.Т.Пашуто. Внешняя торговля...).

12) Там же.

13) П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.104.

14) См. Памятники русского права (Далее: ПРП), вып.I (X—XII вв.). М., 1952, стр. 3-67. Здесь же даны текстологические комментарии и списки основных исследований и изданий русско-византийских договоров X века.

15) См. В.Т.Пашуто. Внешняя торговля..., стр.82-86.

16) Значительные подробности этой торговли описаны М.В.Левченко (см. М.В.Левченко. Очерки по истории русско-византийских отношений. Изд. АН СССР. М., 1956. Далее М.В.Левченко. Очерки по истории...).

17) В известной мере подтверждением этому может служить упоминание летописца кривичей среди русских воинов Олега (см. «Повесть временных лет» по Лавр.списку. СПб., 1910, под 907 г.).

18) ПРП, вып.1, стр.37.

19) Некоторые ученые склонны под этим названием видеть смольнян.

20) Константин Багрянородный. Известия ГАИМК, вып. 91, стр.8.

21) Там же.

22) М.В.Левченко. Очерки по истории..., стр.203.

23) См. Смоленский торговый договор 1229 года. В кн.: «Смоленские грамоты XIII—XIV вв». М., 1963, стр. 133 (далее: Смоленские грамоты...).

24) Существует предположение, что само происхождение названия «Смоленск» связано со строительством смоленскими кривичами речных лодок («однодревок» и «учанов») и их просмаливанием, что так характерно было в процессе изготовления лодок, которые шли затем через Киев в Византию.

25) Первое упоминание о Смядыни как пристани встречается в летописи, как известно, под 1015 г. Здесь же, по мнению В.П.Семенова, размещалась затем «Немецкая слобода», где в XIII—XIV вв. проживали приезжие немецкие гости (см. «Россия», Справочник, т.IX, СПб, 1905, стр. 366).

26) На Кловке в XIII в. был построен Троицкий монастырь, при котором с обоснованием в Смоленске литовцев возник «Гостиный двор Литовский». (См. «Россия», Справочник, т. IX, СПб, 1905, стр. 366, 367 и 374).

27) См. П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.105-106.

28) Отнесение тарелки с грифоном к византийским вещам является спорным.

29) См. А.А.Спицын. Гнездовские курганы в раскопках С. И. Сергеева. Известия археологической комиссии, вып.15, СПб, 1905.

30) См. А.А.Спицын. Отчет о раскопках, произведенных в 1905 году И.С.Абрамовым в Смоленской губернии. Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т.8, СПб, 1906.

31) См. Д.А.Авдусин. Раскопки Гнездова. Краткие сообшения Института истории материальной культуры, вып.38, М., 1951.

32) См. Д.А.Авдусин. Гнездовские курганы. Смолгиз, 1952, стр.18, 19, 20 и след.

33) См. Е.А.Шмидт. Курганы XI—XIII вв. у дер. Харлапова в Смоленском Поднепровье. Материалы по изучению Смоленской области; вып. 2. Смолгиз, 1957, стр. 244.

34) «Из Византии шли ткани, вина, шелка, пряности, стеклянные изделия и т.п. Там покупали иконы... Археология подтверждает ввоз Русью из Византии тканей, изделий из стекла, церковной утвари, пряностей». (В.Т.Пашуто. Внешняя торговля..., стр. 85).

35) Известное представление об этом дает упоминаемая нами работа о Гнездовских курганах Д.А.Авдусина. См. также Д.А.Авдусин. Отчет о раскопках Гнездовских курганов в 1949 году в «Материалах по изучению Смоленской области». Смоленск, 1951, вып.1, стр.311-367.

36) Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Под ред. И.Ю.Крачковского. М.-Л., 1939, стр.80-83. По мнению Д.А.Авдусина, обряд погребения, описанный у Ибн-Фадлана, «почти до мелочей совпадает с погребальным обрядом в Гнездовских курганах». (Д.А.Авдусин. Гнездовские курганы, стр.30); ср. В.И.Сизов. Курганы Смоленской губернии. — «Материалы по археологии России», т.28, СПб, 1902.

37) См. А.П.Смирнов. Волжские булгары. М., 1951, стр.157.

38) В нем найдено: 47 полных бус, составивших ожерелье, 37 привесков к ожерелье (см. Д.А.Авдусин. Гнездовские курганы, стр.11).

39) И.М.Красноперов. Очерки промышленности..., стр.72.

40) Там же, стр.70-72.

41) Это можнно сказать, например, о капитальной работе А.Маркова «Топография кладов восточных монет (сасанидских и куфических)», СПб, 1910 и др.

42) В.О.Ключевский. Курс русской истории, т.1, ч.1, М., 1956, стр.127.

43) См. В.Я.Янин. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956. (Далее В.Я.Янин. Денежно-весовые системы...).

44) Там же. Особенно стр.102, 103, 105, 119, а также рис.24 (№№22-25), которые отражают три гнездовских клада.

45) В.Я.Янин. Денежно-весовые системы..., стр. 119.

46) Там же (приложение — таблица II).

47) В.Я.Янин. Денежно-весовые системы..., стр. 119.

48) «Русские купцы, — пишет А.П.Новосельцев, — привозили сюда(в Булгар. — Н.У.) меха, мед, воск и особенно рабов... Арабские монетные клады подтверждают значение Волги в русской торговле с халифатом. О том же свидетельствует археология» (См. А.П.Новосельцев. Внешняя торговля древней Руси до середины XIII века, раздел II. Торговля Руси со странами Азии. «История СССР», №3, 1967, стр.105).

49) См. нашу историческую карту «Смоленское княжество в XII—XIV вв.» и схему «Важнейшие связи Смоленска в X—XIV вв.» в книге «Атлас Смоленской области». М., 1954, стр.29.

50) См. под 1015 г. Ипатьевскую и Тверскую летописи, а также 1-ю Новгородскую летопись под 1216 г. и др.; П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.12).

51) См. нашу историческую карту в «Атласе Смоленской области», стр.29.

52) См. П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.11-12. Д.П.Маковский. Смоленское княжество. Смолгиз, 1948, стр.4 и след. А.Л.Монгайт. Рязанская земля. М., 1962, стр.111.

53) А.В.Арциховский. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской землях. «Проблемы истории докапиталистических обществ», №11-12, М., 1935, стр.58, (далее: А.В.Арциховский. Археологические данные...).

54) Там же.

55) См. нашу «Схему важнейших путей Смоленска X—XIV вв.». («Атлас Смоленской области», стр.29).

56) См. Смоленские грамоты, а также рецензию В. А. Кучкина «О древнейших Смоленских грамотах». История СССР, 1966, № 3, стр. 103-114.

57) См. публикации: «Liw- Est- und Kurlandisches Urkundenbuch».Ed.F.G.Bunge. Bd.I-VI, Riga-Rewal, 1853-1873 (далее: LUB); Das Rigasche Schuldbuch hrsg. H.Hildebrand, S.-Pb. 1872; «Hansisches Urkundenbuch», Bd. J.Halle, 1876 (далее: HUB); Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Введение, перевод и комментарии С.А.Аннинского. 2-е изд. М.-Л., 1938 (далее: Генрих. Хроника); Русско-Ливонские Акты, собранные К.Е.Напьерским. СПб, 1868 (далее: РЛА) и другие.

58) ПРП, вып.2, стр.54-71.

59) ПРП, вып.2, стр.58-69 (список «D»).

60) См. Н.Н.Усачев. Смоленская торговая правда как юридическая основа торговли Смоленска с Ригой, Висби, северогерманскими городами в XIII—XIV вв. Сб. «Тезисы докладов научной конференции Смоленского пединститута», Смоленск, 1955, стр.34-35.

61) ПРП, вып.2, стр.37, стр.69 (список «А»).

62) См. П.В.Голубовский. История Смоленской земли..., стр.110. Гильдебранд считал, что Договор 1229 послужил «на целые столетия прочной основой для торговых сношений Средней России с Западом». (H.Hildebrand. Das deutsche Kontor zu Polozk. «Baltische Monatschrift», 1873, Bd.XXII, S.51). {Примечание OCR: Гильдебранд Герман. «Немецкая контора в Полоцке». Статья в переводе на русский опубликована в Сборнике материалов и статей по истории Прибалтийского края, Том 2, Рига, 1879}

63) См. их первую параллельную публикацию, сделанную в 1868 году К.Е.Напьерским (РЛА, стр.420-445).

64) См. Н.Н.Усачев: К оценке западных внешнеторговых связей Смоленска в XII—XIV вв. «Международные связи России до XVII в.». М., 1961, стр.205-208; Смоленские грамоты, стр.18-62.

65) См. М.Н.Тихомиров. Исследования "Русской правды". М.-Л., 1941, стр.48.

66) РЛА. стр.97, №CXXVI.

67) ПРП, вып.2, стр.64.

68) В свое время в соответствии с этим планом мы предприняли специальное исследование по истории торговли древнего Смоленска с Западом (см. Н.Н.Усачев. Торговля Смоленска с Висби, Ригой и северогерманскими городами в XII—XIV вв. (рукопись хранится в Государственной библиотеке им. В.И.Ленина в Москве). М., 1952, стр.5-388. приложения: список источников и литература, стр.2-XVI). Учитывая публикации ряда наших статей (К оценке западных внешнеторговых связей Смоленска в XII—XIV вв. «Смоленская торговая правда» как юридическая основа торговли в XII—XIV вв. Об участии Смоленска в «вечном мире» 1210 г. К вопросу о немецком торговом дворе в древнем Смоленске и др.), находим возможным дать в рамках этой статьи лишь наиболее существенные выводы наших исследований о западном направлении внешней торговли Смоленска в XII—XIV вв.

69) «Смоленские грамоты», стр.10-18, 62-75.

70) Особое значение имеет «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского.

71) См., например, «Рижскую долговую книгу», а также переписку рижских и ганзейских купцов (в РЛА).

72) См. РЛА, стр. 25-28.

73) См. Летопись Рюсова. «Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края», т. II, Рига, 1879, стр.172; Ср. М.Бережков. О торговле русских с Ригою в XIII—XIV вв., стр.332. С.М.Соловьев. История России, изд.2, т.II, стр.608.

74) Б.А.Рыбаков. Ремесло Древней Руси. Изд. АН СССР, 1948, стр.480.

75) В.М.Потин. Причины прекращения притока западноевропейских монет на Руси в XII в Сб.«Международные связи России до XVII в.». М., 1961, стр.104. Ср. В.Т.Пашуто. Внешняя торговля..., стр. 98-100.

76) См В.Я.Янин. Денежно-весовые системы... (приложение — табл.II).

77) Там же.

78) Весьма интересны замечания В.Т.Пашуто: «Известный советский нумизмат В.М.Потин выяснил, что не скандинавским купцам обязана Русь своей внешней торговлей, что в XI веке — во время наиболее интенсивного притока западноевропейской монеты на Русь — основной была русско-славяно-прибалтийская дорога, а местом скрещения северного и южного монетных потоков на Русь стал Готланд. Выводы В.М.Потина находятся в полном соответствии с результатами, добытыми польскими и советскими учеными (Е.Антоневич, Ф.Д.Гуревич и др.) в изучении Пруссии. В целом напрашивается вывод, что немецкие города и Ганза с помощью завоевания захватили древние налаженные славянские пути; этот вывод окончательно подрывает миф об их культуртрегерской миссии. Конечно, уловить следы русско-поморской торговли нелегко, но они есть...». В.Т.Пашуто. Внешняя торговля..., стр.87.

79) Наиболее полные сведения о новгородской балтийской торговле начинаются с XII века». (Б.А.Рыбаков. Торговля..., стр.347).

80) См. В.Т.Пашуто. Внешняя торговля..., стр.93-94.

81) См. там же, стр.94.

82) См. L.K.Goetz. Deutsch-russiscne Handelverträge des Mittelalters. Hamburg, 1916, ss.230-231 (§34).

83) Генрих Латвийский, стр.124 (XIV, 9).

84) Архив К.Маркса и Ф.Энгельса, т.V. М., 1938, стр.343.

85) Более подробно об этом у П.А.Стародубца (П.А.Стародубец. Купечество Северной Германии и немецкая агрессия в Восточной Прибалтике в XIII веке. «Ученые записки Тульского педагогического института», 1948.

86) О целом ряде «запретов» купечеству со стороны Ордена говорится в источниках 50–70 гг. ХIII века (см. LUВ, 1, №558, №3021 и др.).

87) Подробности об этом хронисте и его отношении к излагаемым им событиям см. у С.А.Аннинского «Введение» к «Хронике», стр.35-53.

88) Генрих. Хроника, стр.35-142.

89) Генрих по западноевропейскому образцу называет русских князей королями.

90) Генрих. Хроника, стр.121 (XIV, 7).

91) См. В.И.Пичета. Образование белорусского народа. Журнал «Вопросы истории», 1946, №№5-6, стр.19.

92) Генрих. Хроника, стр.124 (XIV, 9).

93) Подробнее см. Н.Н.Усачев. Об участии Смоленска в «вечном мире» 1210 г. «Ученые записки Смоленского пединститута, вып.V. Смоленск, 1957, стр.201-221.

94) Генрих. Хроника, стр.210 (XXVI, 1).

95) См. Н.Н.Усачев. К оценке западных внешнеторговых связей Смоленска в XII—XIV вв., стр.210-214. Подробнее историографию вопроса и сам документ см. в «Смоленских грамотах», стр.10-18, а также рецензию на эту публикацию В.А.Кучкина (Журнал «История СССР», №3, 1966, стр.103-106.

96) См. РЛА, стр.440, §35/37 (сп.«А»).

97) Там же, стр.420 (вступление), (сп.«Б»).

98) См. В.И.Борковский. Смоленская грамота 1299 года — русский памятник. «Ученые записки Ярославского пединститута», вып.1. Гуманитарные науки, 1944, стр.27-46; «Смоленские грамоты», стр.1-62.

99) РЛА, 422 (список «В»).

100) Подробный постатейный комментарии Договора 1229 г. см. в ПРП, стр.54-85, особенно стр.75-85. Ср. В.Т.Пашуто, Внешняя торговля..., стр.101-103.

101) Подробнее см. Н.Н.Усачев. Об оценке западных внешнеторговых связей Смоленска в XII—XIV вв., стр.216-218.

102) Ряд немецких исследователей истории Ганзы и ее торговли с русскими через Западную Двину, не считаясь с источниками (в угоду националистической тенденции), говорят об ограниченных возможностях использования для русских условий этой торговли и о несомненности их полной реализации только купцами ганзейской стороны. (См.: G.F.Sartorius. Urkundliche Geschichte des Ursprunges der deutschen Hanse. Hrog. von I.M.Lappenberg, Bd.I. Hamburg 1830, ss.112-113; 123-124; L.K.Goetz, Deutschrussische Handelsverträge des Mittelalters, Hamburg, 1916, ss.269-270 и др.). Русские буржуазные историки, преклонявшиеся перед Западом и разделявшие пресловутую немецкую теорию «культуртрегерства», также поддерживали тезис о доминирующем положении немцев в торговле с русскими через Западную Двину (см. И.М.Кулишер. История русской торговли. Пг., 1923, стр.105-110. П.В.Голубовский, История Смоленской земли..., стр.125-127, 148 и др.). Правда, среди немецких буржуазных историков встречаются и более объективные исследователи, которые, опираясь на источники, признают паритет в торговле и в обмене визитами со стороны купцов обеих сторон. (См., например, N.S.Risenkampf. Der deutsche Hof zu Nowgorod. Dorpat, 1854, s.110; H.Hildebrand. Das deutsche Kontor zu Polozk. «Baltische Monatschrift». Bd.22. Riga, 1873, ss.45-51).

103) См. в «Смоленских грамотах» договоры смоленских князей: Федора Ростиславича - от 1284 г. (стр.66-67), Александра Глебовича — от конца XIII в. (стр.67-68), Ивана Александровича — около 1330—1359 гг. (стр.69-72) и др.

104) Определяющее значение имел договор Витовта от 1417 года, заключенный в связи с Капытским миром (см. текст договора в РЛА, стр.129-131). Здесь же опубликованы другие торговые акты Витовта.

105) См. РЛА (№CCLXXIX) стр.242; Ср. Ф.Фортинский. Приморские вендские города и их влияние на образование Ганзейского союза до 1370 г., Киев, 1887, стр.318.

106) См., например, решения съездов 1383 и 1388 гг. (см. G.F.Sartorius, Op.cit. Bd.II, s.446-447).

107) Подробнее: Н.Н.Усачев. К вопросу о немецком торговом дворе в древнем Смоленске. Сб. «Рефераты и тезисы докладов XI научной конференции Смоленского пединститута», Смоленск, 1960, стр. 78-80.

108) Договор 1229 г. (РЛА, стр.436, сп.«А»).

109) Б.А.Рыбаков. Торговля, стр.360.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru