Система Orphus
Сайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Древняя Европа | Славянство

E.H. Симонова.
Пальчатая фибула Венгерского национального музея

Древние славяне и их соседи. 1970 г.
[75] - конец страницы.
OCR Антон с крыма.

Среди археологических коллекций Венгерского национального музея (Будапешт) хранится чрезвычайно интересная пальчатая фибула «эпохи переселения народов» (рис. 1). Она была найдена близ дер. Вецел в Хуньяд медье (теперь — Хунедоарский район в Румынии) и в 1875 г. передана в Венгерский национальный музей. В печати первые сведения об этой находке появились в 1879 г.1)

Фибула относится к типу так называемых пальчатых или лучевых. Верхний щиток ее венчают семь выпуклых ложковидных отростков («лучей», иначе «пальцев» или «кнопок»). Отростки отлиты вместе с основой и имеют чисто орнаментальное значение. Щиток полукруглый, с приподнятыми краями. Дужка изогнутая, с тремя выпуклыми продольными рельефами, длина фибулы 11,5 см, размах крайних лучей 6,6 см. Нижний щиток украшен двенадцатью боковыми выступами. В двух верхних углах нижнего щитка помещены головы птиц в профиль с чуть загнутыми клювами. Обожествление птиц и поклонение их изображениям было распространено в древности чрезвычайно широко, и пережитки этого культа сохранялись до самого недавнего времени. Нижний щиток заканчивается изображением мужской головы. Контуры человеческого тела проработаны слабо: туловище треугольной формы, очертания рук и ног отсутствуют. Голова мужчины отличается четкими, выразительными линиями и реалистичностью изображения, о чем свидетельствуют глаза, брови, нос, волосы, борода и усы. Поверхности обоих щитков фибулы богато орнаментированы. Рельефные линии, переплетаясь, образуют причудливый растительный орнамент, ограниченный пояском из выпуклых точек «an reuposse». На оборотной стороне полукруглого щитка имеется выступ с отверстием для оси пружины. Пружина, игла и приемник отсутствуют. Дужка и «лучи» с оборотной стороны вогнуты, остальные части плоски. Фибула сломана в верхней части нижнего щитка. Техника изготовления фибулы — отливка по восковой модели. Материал — смесь олова, серебра и свинца. Литье хорошее, но в отдельных местах на поверхности фибулы есть небольшие углубления. Сохранность фибулы неплохая, если не считать слома.

В конце XIX в. после выхода в свет труда де Бай2) большая категория пальчатых фибул Европы и самые разнообразные предметы IV—VIII вв. юга России без убедительных на то оснований получили название «готских», которое прочно укрепилось за ними на длительное время. Работа Б. Салина,3) в которой вецелская фибула и аналогичные ей приведены как готские, еще более укрепила это положение. В 1928 г. вышла в свет книга В. Антоневича,4) а годом позже рецензия на нее Б. Ритхофена. Поддерживая точку зрения Б. Салина о готской принадлежности группы фибул, подобных вецелской, авторы пошли еще дальше. Исходя из ложного положения о том, что колонизация Татр славянами произошла в XI в., В. Антоневич и Б. Ритхофен группу поздних пряжек XVIII—XIX вв., найденных в Словакии и имеющих аналогии на территории Австрии, производят от «истинно» готских фибул, к которым они причисляют как фибулы с Украины, так и вецелскую фибулу.5) Любор Нидерле называл эти фибулы готскими, хотя, по его словам, это название он охотно заменил бы другим.6) В 1936 г. Терек Дюла дал краткое описание фибулы из Вецел.7) В 1938 г. вецелская фибула появилась в натуральную величину на страницах «Германии» в публикации И. Нестора.8) В то время И. Нестор не имел еще материала, [75] чтобы правильно установить происхождение и этническую принадлежность этой фибулы. Одновременно с ним Н. Феттих посвятил несколько строк в одном из разделов «Путеводителя» фибуле из Вецел. Она была определена им как фибула южнорусского типа.9) Несколько позже Д. Паллас выдвинул положение о византийской, X. Кюн — о герульской, а Штурме — о неславянской принадлежности пальчатых фибул. В качестве аргумента Штурме приводит тот факт, что они, как правило, отсутствуют в материале поселений и могильников славян, широко распространенных в Восточной Европе.10)


Рис. 1. Пальчатая фибула из Вецел

В 1950 г. И. Вернер упомянул о вецелской фибуле в одной из своих работ и отнес ее к подтипу «Б» (тип I — Спарта — Линкунен — Кошовени).11) Анализируя пальчатые фибулы, близкие нашей, И. Вернер в противоположность другим исследователям вводит в оборот широкие аналогии и пытается установить связи между керамикой пражского типа Румынии, где в последнее время найдены пальчатые фибулы, и случайными находками пальчатых фибул в Европе и Малой Азии. Отвергая положение Д. Палласа о византийской и X. Кюна о герульской принадлежности фибул, И. Вернер относит их к славянам VII в н. э.12) Этому не противоречит и мнение Б. А. Рыбакова. Типологическая таблица фибул И. Вернера и карта распространения различных типов, связавшая воедино центрально-юго-западно-восточные пальчатые фибулы, дают много данных о пальчатых фибулах с территории Венгрии. Согласно данным И. Вернера, мы имеем дело с 12 экземплярами венгерских пальчатых фибул, которые он подразделяет на две группы с соответствующими подгруппами:13) 1) местонахождение неизвестно; 2) Szakály-Öreghegy, погребение № 12; 3) Szakály-Öreghegy, погребение № 12; 4) Keszthely-Dobogó; 5) Kiskörös; 6) местонахождение неизвестно; 7) местонахождение неизвестно; 8) местонахождение неизвестно; 9) Gátér, погребение 238, Будапештская обл.; 10) Pápa; 11) местонахождение неизвестно; 12) Tiszabura. [76]

Четыре экземпляра пальчатых фибул с территории Венгрии введены в научный оборот А. Шош-Чемицки. Это: 1) Szigetszentmiklós Harós, погребение № 14; 2) Várpalota (Шош); 3) Elöszállas-Bajesihegy, погребение № 81; 4) Csádberény; погребения № 172, 349, 364.

Цитируя материал И. Вернера и Б. А. Рыбакова, А. Шош-Чемицки подчеркивает, что фибулы, приведенные ими, безусловно славянские. Поэтому она с полным правом использует типологическую схему И. Вернера для четырех фибул, указанных выше, которые она также связывает со славянами.14)

И. Ковачевич отрицает принадлежность вецелской фибулы и аналогичных ей гепидам, как считает X. Севин, ибо ни Югославии, ни Южной России гепиды не достигли, а фибулы такого типа там тем не менее встречаются.15) Интересна точка зрения Петре Аурелиана, который на основании анализа материала пришел к заключению, что антропоморфные фибулы заимствовали форму нижнего щитка у фибул типа Арчар-Истрия и Диргард-Кошовени де Жос. В вопросах генезиса он склоняется к тому, что антропоморфные фибулы изготовлялись в мастерских империи и, возможно, вывозились потом в «варварский» мир, где их носили различные племена.16)

Эпоха I тысячелетия н. э. — один из важнейших этапов в истории Европы. Она характеризуется массовыми переселениями, быстрой консолидацией и появлением на исторической арене крупных объединений сарматских, дако-гетских, германских, аварских и славянских племен. Именно в это время возникает соприкосновение славянского мира с римской цивилизацией, начавшееся с проникновения в Сарматию и выхода к Дунаю, борьбой и победой над Византией и закончившееся колонизацией значительной части Балканского полуострова в VI—VII вв. н. э.17) Рубеж VI—VII вв. ознаменовался рядом славянских походов в глубь империи (во Фракию, Македонию, Пелопоннес, Лаконию).18) Славянский флот нападал на Фессалию, Кикладские острова Ахеи, Эпир и достиг даже Южной Италии и Крита. Приблизительно три четверти Балканского полуострова было завоевано славянами менее чем за одно столетие.19) В результате этого этнический состав населения Балканского полуострова существенно изменился, славянский компонент стал играть здесь важную роль. И это не преминуло сказаться и на материальной культуре, о чем, в частности, убедительно свидетельствуют находки пальчатых антропоморфно-зооморфных фибул, прародина которых лежала далеко на северо-востоке.

Пальчатые антропоморфно-зооморфные фибулы, аналогичные Вецел, распространены, как случайные находки, на обширных территориях Европы (в СССР, Югославии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Греции и Малой Азии) (рис. 2).

Среди археологических исследований в Румынии за последние годы интересны раскопки И. Нестором славянского могильника VI в. в Сэрата-Монтеору. Уже сам факт открытия могильника этого времени представляется событием немалой научной значимости. Помимо всего прочего в нем сочетаются керамика пражского типа и пальчатые фибулы.20) Аналогию одной из них можно найти на поселении в Сучаве-Шипоте, славянском памятнике VI — начала VII в. н. э.21) Мы надеемся, что положение полностью изменится, когда в научный оборот будут введены все материалы этого могильника и он сможет стать тем опорным памятником, на материале которого может быть разработан ряд важных вопросов по истории ранних славян и, в частности, убедительно разрешен вопрос об этнической принадлежности пальчатых фибул.

Пальчатая фибула VII в. из Сармизегетузы (район Хацег, область Хунедоара, Трансильвания), по мнению К. Хоредта, имеет хорошие аналогии в аварских могильниках Венгрии.22) Это совсем не означает, что авары сами изготовляли пальчатые фибулы. Г. Б. Федоров вслед за К. Хоредтом считает, что это результат влияния [77] не аварского населения.23) По мнению М. Комши, наличие таких фибул в аварских могильниках можно объяснить тем, что авары, продвигаясь к западу, уводили за собой и славянские племена из Среднего Поднепровья.24) Поэтому трудно согласиться с мнением И. Чалога о германской принадлежности пары пальчатых фибул из аварского могильника Сакайорегхедь. Антропологическое строение костяка и ношение покойницей при жизни пары фибул, согласно германской традиции, привели исследователя к вышеуказанному утверждению.25) На наш взгляд, здесь скорее можно говорить о славяно-аварском симбиозе, выражающемся в сочетании специфически аварских предметов со славянскими, что неоднократно было встречено в могильниках на территории Румынии. Исследования К. Хоредта, М. Комши целиком подтверждают это положение. Подобное явление было замечено М. Комшей в Гымбаше (погребение № 3). Наличие двух фибул в погребении в Гымбаше она объясняет влиянием на аваро-славян гепидского населения, оставшегося в Трансильвании.26)


Рис. 2. Распространение фибул типа Вецел
1 — Спарта, Греция; 2 — Венгрия, в Британском музее; 3 — Сакай-Öрегхедь, Венгрия; 4 — Кладово-на-Дунае; 5 — Вецел, Румыния; 6 — Линкунен, Польша; 7 — Шрейтлаунен, Литва; 8 — Стара Загора, Болгария; 9 — Малая Азия, в Стокгольмском музее; 10 — Бела Црква, Югославия; 11 — Кошовени де Жос, Румыния

Одним из доказательств славянского происхождения пальчатых фибул И. Кудлачек, ссылаясь на византийские источники и новейшие данные, считает приход антско-склавинских племен в области, лежащие на юг к Дунаю, на Балканский полуостров и Карпатскую котловину непосредственно перед аварами.27) Но доказательством славянского происхождения пальчатых фибул данное положение являться не может, ибо определенная группа пальчатых фибул появилась в Карпатской котловине лишь с приходом авар. Они отсутствуют в славянских погребениях с трупосожжением и керамикой пражского типа, датируемых доаварским периодом. На это указывает и М. Комша, приводя в пример пятипальчатые фибулы из Баната и Сармизегетузы.28)

Для славянских территорий СССР VI—VII вв. н. э. от бассейна р. Роси до рек Донца и Дона характерны два типа пальчатых фибул, выделенных Б. А. Рыбаковым.29) Простые с циркульным орнаментом и птицеголовые (верхний щиток украшен 4-6 птичьими головами и одной звериной, нижний покрыт циркульным орнаментом). С декоративной точки зрения (украшение поверхности фибул концентрическими кругами) аналогичные экземпляры можно встретить как в Воронежской обл. (у Колоскова), на Пастырском городище, в Менах, так и в Тисабурге, Морешти, почти на всех фибулах из Карпатской котловины (Сентеш-Берекхат).

Для Западного Поднепровья, помимо описанных выше типов фибул, характерны еще два типа фибул: сложные антропоморфно-зооморфные и простые двуглавые зооморфные VI—VII вв. Замечание Б. А. Рыбакова о том, что область распространения пальчатых фибул является, кроме того, и областью распространения [78] височных колец, находимых в комплексах с фибулами и не встречаемых нигде за пределами Русской земли,30) мы можем считать веским аргументом для доказательства славянской принадлежности фибул с этих территорий.

Вопрос об исключительно готской принадлежности лучевых фибул должен быть пересмотрен. В частности, на территории СССР в Артеке и Суук-Су Б. А. Рыбаковым выделены фибулы того типа, который он связывает со славянами.31) Об этом писал и В. К. Пудовин, занимавшийся вопросами «переселения народов» и дополнительной обработкой материалов из могильника Суук-Су.32) Но не следует забывать о том, что при изготовлении лучевых фибул славяне использовали не только керченские (понтийские) образцы, но и германские (готские). Отсюда кажущаяся однородность типов, но на самом же деле это совершенно иной мир, с более сложными формами и с более роскошной декорировкой по сравнению со славянской простотой. Об этом упоминал в свое время Н. Нидерле.33)

Помимо СССР, Румынии и Венгрии находки лучевых фибул выявлены в Фессалии (Неа Анхиалос) и Югославии (Стенейвец). Для последней типичен поднепровский тип лучевых фибул, на. что указывал и И. Кудлачек.34)

Болгарские находки лучевых фибул стоят несколько обособленно, за исключением фибул из Новграду и Войникова. По мнению И. Кудлачека, они представляют собой особый вариант лучевых фибул поднепровского типа.35) Это — фибулы из Реки Дивни, Арчара, фибула из, неизвестного местонахождения в Софийском музее.

Пальчатые фибулы из Польши (Шелиги) датируются VI—VII вв. н. э. По мнению И. Кудлачека, бронзовая фибула из Шелиги вполне идентична с фибулой из гепидского могильника в Морешти (Румыния).36)

В археологической литературе с некоторого времени существует гипотеза относительно того, что местом изготовления пальчатых фибул был район Днепра. Существование Пастырского городища, памятника VI—VIII вв. н. э., превосходящего по количеству металлических изделий все остальные в Восточной Европе, с великолепной кузницей, разнообразными инструментами и двумя кладами ювелирных изделий в какой-то мере подтверждает это.37) Но пока это только гипотеза, принять которую можно только в том случае, если учитывать, что помимо района Днепра безусловно существовало еще несколько центров изготовления фибул. И. Нестор выступил за пересмотр гипотезы о существовании только одного, днепровского центра производства пальчатых фибул. Одним из его аргументов в пользу этого является то, что в Приднепровье распространен несколько иной тип фибул, чем на Дунае.38) Однако в Югославии при раскопках аварского могильника была найдена одна такая фибула, которые до этого были известны лишь в Поднепровье. Главное же в том, что продвижение славян к югу, общение с разноплеменными дружинами Причерноморья и Подунавья, естественно, вело к изменениям в их материальной культуре (оружии, одежде и украшениях). Пятипальчатые фибулы преобразовались на юге в семи- и девятипальчатые, соответственно изменились орнаментация и отдельные детали. Отсюда появление нового типа с более пышной декорировкой, казалось бы не похожего на свой прототип.

Исследования в области этнической принадлежности лучевых фибул, поиски их истоков в Среднем Поднепровье в настоящее время не вышли еще за рамки гипотез, здесь много неясного, много спорного. Попытки связать пальчатые фибулы со славянами, исходя из письменных источников и имеющегося археологического материала, можно считать более или менее удачными, но ни одна из них еще не привела к точным научным выводам, делающим их неопровержимыми. Только дальнейшее, накопление археологического материала и работы археологов в контакте с лингвистами, историками и этнографами могут привести к действительному решению перечисленных выше вопросов. [79]


1) I. Hampel. Magyarhoni régészeti leletek repertóriuma. «Archaeologiai Közlemények», т. III. Budapest, 1879, стр. 68. Даны лишь краткое описание и довольно широкая датировка в пределах V—IX вв. н. э. Рисунок фибулы был дан не в натуральную величину. Отсутствовало изображение профиля фибулы, между тем степень изгиба дужки, форма приемника — существенные признаки для характеристики и сопоставления разных типов фибул. Ни техника изготовления, ни аналогии, а тем более относительно точная датировка и этническая принадлежность фибулы не были, да и не могли быть выяснены в то время.

2) De Baye. Les bronzes emailles de Mostchina. Paris, 1892.

3) В. Salin. Die Altgermanische Thierornamentik. Stockholm, 1904, стр. 130-131.

4) W. Antoniewicz. Metalowe spinki góralskie. «Prace Komisji etnograficznej Polskiej Akademii Umiejetnosci», 8. Krakow, 1928.

5) B. Richthofen. Zur Bearbeitung der Metallenscnallen der Boralen Westgalliens und der Slowakei durch prof. Antoniewicz. «Mannus», т. 21. Berlin, 1929, стр. 312-318.

6) Л. Нидерле. Славянские древности. М., 1950, стр. 240.

7) Gy. Török. A kiszombori germán temetö helye népvándorláskori emlékeink között. «Dolgozatok», XII, 1-2. Szeged, 1936, стр. 144.

8) I. Nestor, С. S. Nicolaescu-Plopsor. Der völkerwanderungszeitliche Schatz Negrescu. «Germania», т. 22, вып. 1, стр. 33-41.

9) «Vezetö a régészeti gyüjteményben». Budapest, 1938, стр. 152.

10) Fr. Kuhn. Die germanischen Bügelfiebein der Völkerwanderungszeit in der Rheinprovinz. Bonn, 1940, стр. 314.

11) J. Werner. Slawische Bügelfiebein des 7. Jahrhunderts. «Reinecke-Festsohrift». Mainz, 1950, стр. 150-152.

12) J. Werner. Neues zur Frage der slawischen Bügelfiebeln aus südosteuropäischen Ländern. «Germania», T. 38, 1960, вып. 1-2, стр. 114-120, табл. 28-30.

13) Там же.

14) A. Cs. Sós. Ujabb avarcori leletek Csepel-szigetröl. «Archaeológiai Értesitö», 1961, вып. 1. Budapest, стр. 32-51.

15) J. Kovačevič. Varvarska kolonizacija južnoslavenskih oblasti. Novi Sad. 1960, стр. 17, табл. III, рис. 9.

16) A. Petre. Contributia atelierelor romano-bizantine la geneza unor tipuri de fibule «digitale» din veacurile VI—VII e. n. «Studii şi cercetări istorie veche», т. 17, вып. 1. Bucureşti, 1966; он же. Fibule «digitate» de la Histria (I). «Studii şi cercetări istorie veche» т. 16 1965, вып. 1.

17) На основании новейших открытий многие авторы обоснованно указывают, что начальную колонизацию Балканского полуострова славянами нужно видеть уже на рубеже V—VI столетий.

18) «Очерки истории СССР. III—IX вв.». М., 1958, стр. 109.

19) Там же.

20) I. Nestor, E. Zaharia. Şantierul arheologic Sărata-Monteoru. «Studii şi cercetări istorie veche». Bucureşti, 1955, t. 3-4, стр. 510; он же. La Necropole slave ďepoque ancienne de Sărata-Monteoru. Там же, стр. 291.

21) М. Д. Матей. Славянское поселение в Сучаве. «Dacia», IV. Bucureşti, 1960, стр. 375-394.

22) К. Horedt. Contribuţii la istoria Transilvaniei in secolele IV—XIII. Bucureşti, 1958, стр. 297-308.

23) Г. Б. Федоров. Население Прутско-Днестровского междуречья. МИА, № 89, 1960, стр. 211-216.

24) М. Комша. Новые сведения о расселении славян на территории PHP. «Romanoslavica», IX. Bucureşti, 1963, стр. 505-526.

25) J. Csalog. A Szakály-Öreghegyi avar sirmezö. «Archaeológiai Értesitö...», 1944—1945. Budapest, стр. 295-299.

26) M. Комша. Указ. соч.

27) J. Kudláček. К otázke gótskej riše a pobytu gotov v střednem Podnèstri «Studijne Zvesti». Nitra, вып. 14, 1964, стр. 5-42.

28) M. Комша. Указ. соч.

29) Б. А. Рыбаков. Древние русы. CA, XVII, 1953, стр. 23-104.

30) Ю. С. Виноградский, Д. И. Хавлюк. Находки бронзовых украшений в Менском и Сосницком районах. КСИА, вып. 9. Киев, 1960, стр. 96-98.

31) Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М., 1949, стр. 47, 57-71.

32) В. К. Пудовин. Датировка нижнего слоя могильника Суук-Су. CA, 1961, № 1, стр. 177-185.

33) Л. Нидерле. Указ. соч., стр. 240.

34) J. Kudláček. Указ. соч., стр. 5-42.

35) Там же.

36) Там же.

37) M. Ю. Брайчевський. Пастирський скарб 1949 р. «Археологія», VII. Київ, 1952, стр. 161-174.

38) I. Nestor. L'établissement des slaves en Roumanie. «Dacia», VII, 1952, вып. 1. Bucureşti, стр. 1-3.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru