Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Трушкина Н.Ю.
Русалки и подобные им в традиционной культуре Ульяновской области

Живая старина,
2003, № 1, стр. 45-46.

В несказочной прозе Ульяновской области существует несколько женских демонологических персонажей, которые характеризуются сходными функциями, внешним обликом, статусом, генезисом, локализацией и общностью сюжетных схем и мотивов. По материалам, записанным в 1970—1990 гг. экспедициями Ульяновского гос. пед. университета, их называют русалка, шутовка, шишига, чеганашки/жиганашки (обычно только во множественном числе), беломойка, иногда описывают без упоминания имени. Жанры, в которых встречаются сведения об этих мифологических персонажах (далее — МП) — поверья, запреты, былички, а также формулы запугивания детей.

Внешний облик МП, как правило, либо не определен точно, либо антропоморфный.

Русалка часто представляется обычной женщиной. Иногда подчеркивается ее «волосатость»: «Дедушка покойный был сторожем в барском саду. Там был хороший пруд. В этом пруду он видел русалок. Они купались. У них были волосы» (с. Княжуха Сурского р-на). «Русалки живут в речке. У них косы долги» (с. Потьма Карсунского р-на).

Иногда персонаж характеризуется необычным цветом волос: серебристым, зеленым. В единичных случаях русалка предстает как существо с зооморфными чертами: «Девочки, лет по 18, они ходили в воде, как хоровод, на Ивана Купала, и пели что-то. Это в Гулюшеве было. Это давно было, тетка рассказывала. И вот из середины круга выплыла с рыбьим хвостом большая женщина, страшная, волосы зеленые. Ну, стали разбегаться, она за ними поплыла, но не успела» (с. Хмеевка Сурского р-на).

Некоторые информанты наделяют русалку уродливыми, страшными чертами: «Русалки <...> Идет старая, страшна, зубы длинны, косы до земли волочатся» (с. Екатериновка Кузоватовского р-на).

Часто одним из признаков русалки становится белый цвет одежды: «...Я не знаю, откуда они. Вот такие волосы долгие, да в белом <...> А там, около речки... мы идем с клуба, а она, значит, ширк! ить! Ее видели, в белом, волоса длинные... и она хлопала тут, сидит» (с. Княжуха Сурского р-на).

Этот же признак иногда приписывается и чеганашкам: «Люди проклятые — это русалки. А хто их видел? Только один разговор. А чаганашки-то были, во всем белом» (с. Ждамировка Сурского р-на).

Обычно же внешность шишиг, чеганашек практически не описывается.

О происхождении чеганашек тоже ничего не сообщается. Чаще всего рассказывают, откуда появились русалки (шутовки): «Вот вы, может, слышали, вот раньше-то, бывало, говорили. Эти, на ветке шутовки полощут. Вот их так этими шутовками звали <...> И вот, говорят, что это проклятые дети (с. Смольково Барышского р-на); «Детей нельзя ругать было. А сейчас ругают. А потом где-нибудь его найдет. Иль он образуется этим... как это? В речке бывает — русалка» (с. Акшуат Барышского р-на).

С мотивом проклятия может связываться и происхождение шишиги: «Шишиги тоже проклятые люди. Водились больше в реках или в лесу. Тоже проклянут людей, вот они и сделаются шишигами» (с. Ермоловка Вешкаймского р-на).

Место обитания МП обычно связывается с водоемами — рекой, прудом. Появиться русалка может на берегу, мосту, в прибрежных кустах, реже — на мельнице: «На речках русалки бывают. С моим двоюродным братом было. Я ушла вперед, а он к речке пошел напрямик. Он идет, а она колотит и колотит. Он ей говорит: "Тетка, хватит молотить". Она молчит. Он только стал перешагивать, она — раз, и в воду. Он бегом оттуда» (с. Силаевка Барышского р-на).

Встречаются тексты, в которых русалка появляется в бане: «Деверь мой рассказывал <...> В бане русалку встретил. Вышел в речку купаться. Зашел в баню, слышит, шум, парится кто-то. И бежать голышом. Прибег домой и говорит: "Русалку видел"» (с. Шиковка Павловского р-на).

С рекой и баней связаны и шутовка, и шишига, и беломойка. «Банная шишига. Банная, да. Когда свету нету в бане, а поздно уже, 12 часов, и боязно идти в баню мыться, говорят: "Иди, иди, иди, тебя там банная шишига-то возьмет!" А тоже не видели ни разу» (р.п. Сурское).

Чеганашки, как правило, появляются только в одном локусе — бане: «Меня только один раз дедушка заставил сад караулить-то. Я бегу оттоль. А поднялась гроза, молния. А у нас в саду баня была. Они кричат: "Аля-ля-ля, держи, держи её!" Я — бегом домой» (с. Потьма Карсунского р-на). «Чеганашки-то? Да детей пугали: "Долго в бане не будь. А то там чеганашки запарят". Вот мы и мылись по-быстрому, чтобы они не запарили» (с. Акшуат Барышского р-на).

Время появления этих персонажей, как правило, сумерки, ночь: «На закате солнца русалки выходили из речки. На берегу росли кусты, и они садились в этих кустах и расчесывали волосы» (с. Вальдиважское Карсунского р-на). «Жиганашки были. Ночью стращали, в банях они живут. Там, поздно ходить в баню нельзя, там жиганашки запарят. Веником запарят, как парятся в банях. Ночью вроде. После полночию» (с. Гулюшево Сурского р-на). «Пошла я белье стирать ночью к реке. Прихожу, а там другая уж стирает. Я поздоровалась и стала стирать. Она молчит. Думала, ну что уж молчит? Оглянулась, а ее и нет. Как в воздухе растаяла. Одно оставила: платье белое» (с. Баевка Кузоватовского р-на).

Действия персонажа тесно связаны с локусом их обитания/появления. Если местом обитания считается река (озеро, пруд), то наиболее частотными являются представления о том, что МП «полощутся», стирают ночью белье, стучат вальком, чешут волосы: «Мы доярками были. Не я, а другая доярка. А у нас там овраг. Идет, а на речке-то вальком колотит. Вот это русалки» (с. Потьма Карсунского р-на); «Русалки будто на доску выходят, платье стирают. Тогда только этого было. Это счас ведь нет» (д. Чумакино Инзенского р-на); «Иду мостом поздно ночью. А она сидит, косы чешет. Я, — говорит, — как матом изругаюсь — она бултых в воду» (с. Потьма Карсунского р-на); «У меня свекровь... один раз шли — это дело было в ком часу ночи. Мы шли с сестрой, откуда-то из гостей. Вот, говорит, через овраг переходим, и полощут, говорит. Ну, их вот так и звали — шутовки. [Это как русалки?] Вот, вот, русалки эти самые, русалки. Видют, полощут, полощут. Нагнулись — нагишом полощут и все. Голые» (с. Смольково Барышского р-на). Реже информаторы упоминают имя русалки, когда рассказывают о запугивании детей: «Ну русалки, они в воде. Нам купаться не велели только. "Не надо купаться, а то русалка вылезет, она утащит в воду". Так говорили. Она же в воде, русалка» (д. Студенец Сурского р-на).

Иногда русалки предстают как существа «говорящие», «поющие» (хотя в основной массе текстов голос русалки как характерная особенность этого персонажа не отмечается — напротив, молчание, нежелание отвечать на приветствие являются опознавательным знаком этого МП). Голос, плач русалок может быть связан с представлением об их происхождении из проклятых детей: через причитание или обращение к человеку русалка пытается вернуться в человеческое сообщество: «В районах говорили, что мать у них прокляла дочь. Ночью нельзя было ругаться, а она прокляла. Она оборотилась русалкой. Я иду однажды вечером, а она стоит у угла дома и кричит: "Андрей, надень мне крест!" Я думаю, с себя сниму крест, а ей надену. Подхожу, а она в овраг бежит и меня за собой тащит. Я думаю: "Ну нет, в овраг я не пойду". А она так и осталась русалкой» (д. Камышовка Майнского р-на).

Голос, речь русалки становятся важными в сюжете «Русалка предсказывает плохие года»:

«(Соб.: А что про русалку рассказывали?) В Мордовской Сыреси у них у бабушки была водяная мельница. Дедушка был мельником. Значит, он, мельница остановится, выйдет и скажет: "Опять ты сюда села! Что тебе нужно?" А она отвечает... Это правда было, не выдумка, это быль! У нее волосы длинные, зеленые... чесанет. Волосы длинные, мокрые и расчесывает гребешком сверху донизу (информант делает рукой движение, будто расчесывает волосы от пробора до самых лодыжек). Вот он, значит, спросит: "Что ты тут сидишь?" А она расчесывает сверху донизу и отвечает: "Что год хуже, что год хуже, что год хуже". Это она предсказывала» (с. Хмелевка Сурского р-на).

Реже информаторы упоминают об оборотничестве русалки: «Русалки были. Оборачивались лошадьми. Одна бежит. А мужик поймать ее хотел. Она только хотела лягнуть, а мужик отлетел в сторону и умер. Сейчас не слыхать о них» (с. Спешневка Кузоватовского р-на).

Наиболее распространенный сюжет быличек о русалках — «Невеста из бани»: парень женится на проклятой девушке, которая превратилась в русалку: «Вот один парень пошел в баню, пошел в баню, стал мыться-то, вышла к нему эта вот... русалка кака-то. Он раз не сказал. Второй раз пошел в баню, она опять вышла. Он из бани-то пришел, мать говорит: "Ты что так скоро из бани-то". А он говорит: "Вот так и так. Поэтому я скоро пришел, вот вышла мне". Она говорит, мать: "Возьми крест, вот такой, с гайтаном. Как вот она выйдет, ты скорей на неё крест надевай. Она, говорит, никуда не уйдет". Ну, в третий раз пошел в баню, стал мыться, она вышла. Он скорей крест надел, она вышла красавица женщина, ну, барышня. И он из бани её привел и стал жить с ней, вот. Она заколдована была, что вот жених какой ее... накинет ей крест, он, значит, возьмет её замуж? Вот этак вот. [А откуда такие, их подменяют, что ли?] Подменяют, конечно. Их заколдуют, она уж и сделается вот эдак вот. Выходить будет только» (с. Ст. Измайловка Барышского р-на).

Шишиги, чеганашки, беломойки имеют более ограниченный набор действий.

Беломойки характеризуются связью с рекой и баней, поэтому производят соответствующие этим местам действия — полощутся, запаривают: «Говорили, беломойки какие-то были. Раньше мосточки были, и на этих мосточках как бы полощется кто-то. Это какие-то беломойки полоскались. Придешь белье полоскать, а там уже кто-то полощет. Скажешь: "Беленькую тебе". А она молчит. Молитву прочитаешь, а она и брякнется в воду» (с. Ермоловка Вешкаймского р-на); «В баню если пойдешь поздно, то замоют беломойки до смерти. У нас чуть не замыли братыньку с Колькой. Пошли они в баню, и она там их чуть не замыла. Приходят за ними, а они оба торчат: один в корыте, а другой в кадушке. Ладно скоро пошли, а то бы померли» (с. Бекетовка Вешкаймского р-на).

Действия, приписываемые шишигам, чеганашкам, которые, как правило, обитают в бане, тоже злокозненные: они, как и беломойки, запаривают, а чеганашки еще пугают, щекочут: «Меня еще мама пугала шишигой, которая в бане живет. Она рассказывала, что ее сестра Клавдия, когда еще была в девках, пришла поздно с вечерок и в баню пошла мыться <...> А утром ее в бане нашли холодную уже, шишига запарила» (с. Бестужевка Кузоватовского р-на); «Мужик один всегда ночевал в бане. А раз как-то ночью, в темень, ну щекочут, ну щекочут его чеганашки, до икоты замучали. И приговаривают: "Уходи, уходи из бани, уходи..." Ну так и выжили» (с. Чертановка Кузоватовского р-на); «Раньше боялись ночью в бане мыться и после 12 часов туда уже никто не ходил. Был у нас случай один. Семья была, муж трактористом работал. И вот в субботу он на работе задержался допоздна, и, когда пришел, жена ему говорит: "Мы все помылись, ты иди, белье там". А баня-то на пригорке была. И вот зашел он в баню, только мыться начал, как свет затушил кто-то и началась возня, писк. Он зажег свет, а из чана чья-то голова. Он бегом выбежал на улицу и домой. Напугался очень. Потом позвал соседей и пошел в баню, а там, конечно, ничего нет, только огонь опять кто-то погасил. Чаганашки это, а кто еще» (р.п. Павловка).


Н.Ю. ТРУШКИНА, аспирант; Ульяновский гос. пед. университет


























Написать нам: halgar@xlegio.ru