Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Малая Азия


Источниковедение истории Древнего Востока

Раздел второй
Передняя Азия


Назад

Соловьева С.С.
Глава XII
Троянское, Фригийское и Лидийское царства

Дальше

Во II тысячелетии до н.э. на территории северо-западной части Малой Азии вплоть до середины XIII в. до н.э. существовало могущественное Троянское царство, в [176] X—VIII вв. до н.э. значительную роль играло Фригийское царство, а с VII до середины VI в. до н.э. процветало Лидийское царство, в 546 г. покоренное персами.

Основными источниками по истории этих государств являются памятники материальной культуры, эпиграфические документы, литературные произведения и труды античных авторов.

§ 1. Археологические памятники

Наиболее ценные памятники материальной культуры были выявлены в ходе археологических раскопок столиц этих трех государств: Трои, Гордиона, Сард.

Огромное значение имели раскопки Трои, руины которой были обнаружены под холмом Гиссарлык немецким археологом-любителем Г. Шлиманом, в своих поисках этого города руководствовавшимся данными эпоса Гомера. С 1870 по 1890 г. (с перерывами) он и в 1893—1894 гг. его сотрудник В. Дерпфельд вели на Гиссарлыке раскопки, открывшие миру древнюю Трою. Находки были разнообразными и многочисленными: остатки стен, дворцов, жилых строений, изобилие керамики, бронзовых изделий, предметов из камня, драгоценные клады.

Раскопки Трои были возобновлены и досконально, с уточнением стратиграфии проведены американской археологической экспедицией во главе с К. Блегеном (в частности, оказалось, что современницей и участницей Троянской войны была Троя VII-а) в 1932—1938 гг. Результаты исследований опубликованы в 1950—1958 гг. в многотомном издании «Троя». Вопросы археологического и топографического изучения древних памятников Троады нашли отражение в капитальном издании Дж.М. Кука «Троада», вышедшем в свет в 1973 г.

Фригийская столица Гордион раскапывалась еще с начала XX в., затем раскопки были надолго прерваны и возобновились лишь в 50-е годы. Археологи обнаружили мощные оборонительные стены, сложенные из камня и сырцового кирпича, руины дворца, жилые здания с предметами быта, дренажные сооружения, склады пифосов, некрополь грунтовых и курганных погребений со значительным погребальным инвентарем; много интересных находок дал, например, так называемый Большой курган, датируемый XIII—VII веками до н.э., где были обнаружены бронзовые, чернолаковые, лощеные фигурные фригийские и привозные (с Родоса) сосуды, из них некоторые со [177] старофригийскими граффити. Неподалеку от Гордиона найдены руины фригийского храма VI в. до н.э. Интересны также обнаруженные путешественниками и археологами скальные культовые сооружения с фасадами, напоминающими храм и украшенными скульптурными, геометрическими и ковровыми узорами. Например, так называемые могилы Гордия и Мидаса, «львиная могила» и др. Найдены жилища, высеченные в скалах по берегам рек, использовавшиеся еще в эпоху средневековья, и расположенные в скалах святилища в виде террасы, к которой ведет ряд ступеней и на которой расположены алтарь и жертвенник. В настоящее время осуществляется изучение других фригийских городов и поселений: в Пазарли, Богазкёе, Германе и др. Найдено много фригийской керамики, полихромных изразцов, наскальных рельефов, ценных произведений скульптурного мастерства. Интересен, например, так называемый город Мидаса (совр. Язылыкая) — городское поселение без оборонительных стен, но защищенное скальными отрогами и расположенной на четырех холмах крепостью с царским дворцом — «лагерем Мидаса».

Весьма ценный материал дали раскопки лидийской столицы Сард. На поверхности земли сохранились развалины этого города, основательно разрушенного временем, ветром и водой, а также остатки его некрополя, погребенного под холмами так, что вся эта местность носила название «Бин-тепе» — «Тысяча холмов». Раскопки Сард начались с середины XIX в., но первые значительные результаты принесли работы американской археологической экспедиции совместно с турецкими археологами в 1910—1914 гг. Большое количество надписей, керамики, монет, предметов быта, украшений, даже детских игрушек было найдено при раскопках Сард и их некрополя. Материалы раскопок публиковались в томах под общим названием «Сарды». С 1958 г. археологические работы в Сардах вела американская экспедиция под руководством Дж. Ханфмана. Многообразны открытые памятники. Раскопан лидийский акрополь, остатки которого сильно повреждены вследствие эрозии почвы и позднейшего строительства. Найдены фрагменты крепостной стены и башни, сложенных из монументальных мраморных блоков. В изобилии встречаются на акрополе наконечники стрел — результат трагических событий взятия Сард персами. Раскопки торгово-ремесленного квартала VII—III вв. до н.э. показали, что здесь производили разнообразную керамику, глиняные светильники, сырцовый кирпич, ткали ткани и плавили медь. Найдены [178] остатки лавок — небольших строений со стенами из тростника, обмазанного глиной, и соломенными крышами. На восточном берегу реки Пактол раскапывался жилой район VI—III вв. до н.э. Найдены остатки домов, мастерской ювелира с его изделиями, керамика с красочной вазописью, статуэтки богинь со змеями, установки для очистки золота и формы для получения золота из породы (VI в. до н.э.). Почти все раскопанные части города: акрополь, лавки, жилые дома — несут на себе следы пожарищ XIII в. (возможно, поход хеттского царя Тутхалии IV), XII в. (вероятно, утверждение в Сардах у власти династии Гераклидов), VII в. (киммерийское нашествие), VI в. (взятие Сард Киром II) и V в. до н.э. (штурм Сард греками во время антиперсидского восстания в 499 г. до н.э.).

Археологами изучались и гробницы царей Лидии. Уже давно были исследованы гробница Тантала у горы Сипил и гигантская гробница Алиатта близ Сард, имевшая в высоту 69 м и диаметр 335 м. В 1965 г. экспедицией Дж. Ханфмана в районе Бин-тепе была обнаружена монументальная усыпальница знаменитого лидийского царя Гигеса. На ряде камней кладки высечено имя этого лидийского царя, павшего в битве с киммерийцами.

Интересным видом источников является древнейшая лидийская монета. Изготовленные в основном из электрона архаические монеты Гигеса, Алиатта, Креза весили в среднем 14,25 и назывались статерами, имелись также и более мелкие подразделения статеров — трите. Лидийские монеты имели массивную бобовидную форму и очень примитивные изображения на лицевой стороне (аверсе) — сначала просто желобки, затем голова льва и надпись (монетная легенда) с именем царя, а на оборотной стороне (реверсе) следы от штемпеля в виде вдавленных прямоугольников.

С XIX в. исследовались некрополи, могильные холмы и поселения на территории Карий. Интересный материал дали, в частности, раскопки города Миласы, где находилось святилище Зевса Лабраундского, популярного у карийцев, лидийцев и других малоазиатских народов бога-воителя. Найденные здесь шведской экспедицией памятники архитектуры, религии, керамика, надписи позволяют восстановить историю города Миласы — центра объединения ряда храмовых общин с VI в. до н.э.

На территории Малой Азии найдены также киммерийские и скифские вещественные памятники. Основным свидетельством их проникновения в этот район являются трехгранные и двуперые с боковым шипом бронзовые [179] наконечники стрел, найденные при раскопках Тарса, Алишара и других малоазийских местностей бронзовые топоры «амазонского типа» с широким полукруглым лезвием, погребения и погребальный инвентарь (например, скифское погребение VII—VI вв. до н.э. в Сакчё-Гёзи), клады (киммерийский клад в Орду, близ Синопы), следы пожарищ в Сардах, датируемые VII веком до н.э., и др.

§ 2. Эпиграфические памятники

Исключительную ценность для историков представляют собой эпиграфические памятники: надписи, найденные на территории запада Малой Азии.

Среди фригийских надписей выделяются старофригийские, датируемые VIII—VI веками до н.э. В настоящее время насчитывается 36 надписей на камне — главным образом, на культовых памятниках и надгробиях, и около 100 граффити на сосудах, выполненных алфавитным фригийским письмом способом «бустрофедон» преимущественно посвятительного содержания. Встречаются надписи на жерновах, печатях, статуэтках богов. Старофригийские надписи обнаружены в основном в Гордионе, Германе, Богазкёе, Язылыкая, Афионе, Докилионе, Алача-Гуюке, Тиане и других местностях Малой Азии. Наиболее крупной является надпись из Германа, опубликованная в 1966 г. турецкими учеными Л. Тугрулом и Н. Фыратлы; она содержит около 250 знаков, но сильно повреждена. В настоящее время Французский институт в Стамбуле предпринял обширные исследования старофригийских надписей в музеях и непосредственно на местах их нахождения. Э. Ларошу и К. Бриксу удалось обнаружить еще неопубликованные надписи в запасниках музеев Стамбула, Анкары, сделать эстампажи с надписей из Германа, Афиона и др. В настоящее время готовится к изданию новый корпус старофригийских надписей. Прочтение старофригийских надписей — исключительно сложная проблема, пока возможна лишь их предположительная интерпретация.

Новофригийских надписей, датируемых II—III веками н.э., написанных на греческом языке со вставкой фригийских слов, главным образом формул проклятия, насчитывается более ста. Это в основном надгробные тексты.

Сохранились также лувийские иероглифические надписи, в которых, например, упоминаются этнонимы, характеризующие население Фригийского царства. В местности Бохча в районе реки Галис найдена надпись Гордия, отца [180] Мидаса, содержащая имя и титулатуру одного из самых могущественных правителей Фригийской державы.

На территории Лидии найдено несколько сотен греческих надписей и 80 лидийских (большая часть — при раскопках Сард, особенно в районе некрополя и храма Артемиды). Датируются они в основном VII—IV веками до н.э. Как правило, это краткие надписи на сосудах, геммах, печатях, монетах, надгробные эпитафии на камнях, знаки камнерезчиков и др. Некоторые лидийские надписи найдены за пределами Лидии: в Смирне, Пергаме, Египте, Тире. Значительную роль в прочтении лидийской письменности и изучении лидийского языка сыграла находка в 1912 г. на территории Сардского некрополя лидийско-арамейской билингвы, высеченной на мраморной стеле, над прочтением которой работали как специалисты по индоевропейским языкам, так и семитологи (П. Кале, Ф. Зоммер). Сейчас известны 4 билингвы: 2 — лидийско-греческие и 2 — лидийско-арамейские. Публикации лидийских надписей осуществлялись И. Кайлем, А. Премерштейном, И. Фридрихом, Р. Гусмани, П. Мериджи, Дж. Ханфманом и др. Как и фригийский, лидийский язык еще изучен недостаточно, поэтому содержание ряда надписей остается непонятным.

Несомненную ценность представляют карийские надписи, число которых превышает 150. Из них самая большая, историческая по содержанию, — Кавнская, найденная в 1949 г.,— содержит 240 букв, однако она является фрагментом и трудна для прочтения. Часть надписей найдена на территории самой Карии, некоторые — в Лидии (Сарды), Ионии (Смирна), в материковой Греции (Афинская греческо-карийская билингва). Особенно много карийских надписей, датируемых VIII—IV веками до н.э., найдено в Египте и Северной Африке, где карийцы служили наемниками и занимались торговлей. В Египте эти надписи находят на статуэтках богов (Исиды, Аписа и др.), на стенах храмов и гробниц, надгробных стелах, на различных бытовых предметах. Карийские надписи, сделанные на ногах колоссов Рамсеса II в Абу-Симбеле и датируемые началом VI в. до н.э., оставлены карийскими наемниками, совершавшими поход в Нубию вместе с египтянами. В Египте также найдены карийско-греческие билингвы и греческие надписи со вставкой карийских букв.

Главным образом в 60-е годы XX в. найдены единичные, так называемые паракарийские надписи (на трех глиняных табличках) и паралидийская надпись (на камне в стене Сардской синагоги), которые позволили ученым представить [181] себе картину возникновения карийского и лидийского алфавитного письма и его связи с семитскими, греческими и некоторыми другими малоазиатскими системами письма. Надписи сделаны на хетто-лувийских языках, но содержание их еще остается неизвестным.

Значительное количество надписей обнаружено в Ликии. Они датируются V—IV веками до н.э., написаны на двух диалектах ликийского языка: термильском (диалект А) и милийском, или труйском (диалект В). На первом имеется 150 надписей, по содержанию — надгробных эпитафий. На втором — две, но зато одна из них, так называемая стела из Ксанфа, датируемая концом V в. до н.э., является частью большой термильско-греческо-милийской надписи на четырех сторонах колонны, воздвигнутой по приказу ликийского царя для прославления правящей династии, и имеет историческое содержание, повествующее о взаимоотношениях греков, персов и ликийцев на рубеже V—IV вв. до н.э. Интересна надпись на известняковой плите из Исинды, являющаяся, по-видимому, декретом. Имеется также более 100 монетных легенд, где ликийскими буквами указано место чеканки или имя правителя. Известно также шесть греческо-ликийских билингв, имеются и новые, найденные французской экспедицией в Ксанфе и еще неопубликованные. В 1973 г. в Ксанфе обнаружена уникальная находка: большая и хорошо сохранившаяся греческо-арамейско-ликийская трилингва с декретом сатрапа Ликии Пиксодара, датируемым серединой IV в. до н.э. и посвященным введению новых культов богов, сопровождающего их ритуала, утверждению жертвоприношений и храмовых доходов. На русский язык некоторые ликийские надписи, включая ликийскую часть Ксанфской трилингвы, переведены В.В. Ивановым.

В 1914 г. была найдена первая сидетско-греческая билингва — надпись на камне из Сиде — столицы древней Памфилии. В 1949 г. турецкие археологи обнаружили на основании статуи вторую греческо-сидетскую билингву. В 1964 г. к ним прибавилось еще две сидетские надписи на известняковой плите. В настоящее время известно пять сидетских надписей, датируемых III—II вв. до н.э., и несколько монетных легенд. Как явствует из этого небольшого эпиграфического материала, сидетский язык принадлежал к числу хетто-лувийских языков, а письменность близка к вышеупомянутым малоазиатским системам письма, хотя дальше, чем они, отстоит от греческого. Сидетские надписи носят посвятительный характер. [182]

§ 3. Иноземные источники

Некоторые сведения о малоазиатских народах и государствах можно почерпнуть из источников, происходящих из других стран Древнего Востока. Ряд сведений о фригийцах, а точнее о племени мушков, входивших, видимо, в состав фригийского племенного союза, а затем государства, сохранились в анналах ассирийских царей I тысячелетия до н.э., а возможно, даже в анналах Тиглатпаласара I (XII в. до н.э.), в Ветхом Завете Библии, в надписи Арараса, царя Каркемиша (IX—VIII вв. до н.э.). Упоминания о Лидии встречаются также в Библии, в анналах и надписях ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), в надписях персидского царя Дария I (на Бехистунской и Накш-и-Рустамской скалах, на статуе из Суз, на золотой табличке из Хамадана и др.).

Важным источником по истории Троянского царства являются греческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Археологические, лингвистические и исторические исследования добавляют новые аргументы в пользу реальности многих сведений, содержащихся в эпосе первой половины I тысячелетия до н.э.

Интересным источником по истории Троянского, Фригийского и Лидийского царств можно считать устное народное творчество, мифы, легенды, сложившиеся в среде греков и малоазиатских народов. В их числе повествования о троянском правителе Приаме, его сыновьях — Гекторе, Парисе, о дочери — вещей Кассандре, рассказы о знаменитых фригийских царях — Гордии и Мидасе, лидийском царе Тантале, царицах Омфале и Ниобе. Эти сказания бережно сохранялись в народной традиции, служили сюжетом для литературных и исторических сочинений, произведений изобразительного искусства. Великолепное собрание древних мифов и сказаний, в том числе касающихся Трои, Фригии и Лидии, имеется в сочинении «Мифологическая библиотека» греческого историка II в. до н.э. Аполлодора.

Определенный материал по отдельным событиям лидийской истории, политике Лидии, ее культуре дают сохранившиеся произведения греческих поэтов VII—V вв. до н.э.: Алкмана и Гиппонакта, уроженцев Лидии, Алкея, Сапфо, Пиндара и др.

Много сведений содержат труды историков и географов. В первой книге «Истории» Геродота (V в. до н.э.) подробно говорится об истории Лидии. Лидийский «логос» (рассказ) Геродота базировался на личных впечатлениях [183] историка, уроженца Малой Азии, много по ней путешествовавшего, на рассказах греков-ионийцев, живших на западном побережье Малой Азии в непосредственном контакте с древними малоазиатскими государствами, а также на лидийских преданиях и легендах.

Ценные сведения по истории Лидии содержались в труде собственно лидийского историка Ксанфа (V в. до н.э.), однако труд этот не сохранился. Концепция его «Истории» и фрагменты сочинения легли в основу «Истории» греческого писателя Николая Дамасского (I в. до н.э.) и представляют надежные сведения о Лидии, ее обществе, политическом устройстве, культуре преимущественно в VII—VI вв. до н.э. Сведения Ксанфа о Лидии использовались также историками Дионисием Галикарнасским, Стефаном Византийским, географами Эратосфеном и Страбоном.

Ксенофонт, греческий историк V—IV вв. до н.э., оставил в своих произведениях «Анабасис» и «Киропедия» ряд сведений о географии Малой Азии, обычаях населявших ее народов, истории Лидии, особенно о войне лидийского царя Креза с персидским царем Киром II в VI в. до н.э.

Широкий круг сведений о Малой Азии, как географических, так и исторических, содержит «География» Страбона (I в. до н.э. — I в. н.э.). Автор сам был уроженцем Малой Азии; странам и государствам, располагавшимся в древности на ее территории, посвящены три книги его труда: с XII по XIV.

Малоазийская ономастика в известной степени сохранилась в передаче греческих и латинских авторов. Глоссы из малоазиатских языков, в особенности фригийские глоссы, дающие ценный материал для изучения древних языков, сохранились в словаре у греческого лексикографа V в. н.э. Гесихия Александрийского, а также у Фотия, Стефана Византийского и других греческих и византийских ученых и в византийском лексиконе Суды. Отдельные сведения о Трое, Фригии, Лидии можно встретить в трудах греческих и римских поэтов, писателей, философов: Платона, Плиния Старшего, Павсания, Лукана, Лукиана и др.


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru