Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


К разделам: Южная Африка Путешественники


Рихард Хенниг
Неведомые земли

Том III




[229]

Назад

Глава 148
Ибн-Баттута в бассейне Нигера
(1352—1353 гг.)

Дальше

В начале божественного месяца мохаррема 753 года хиджры [18 февраля 1352 г.] я отправился в путь, присоединившись к одному каравану… После 25 дней пути мы достигли Тагхазы… Совершив двухмесячное путешествие от Сигильмессы, мы прибыли к городу Джуалатен в начале месяца раби [апрель]. Джуалатен — первый город в стране негров… Из-за дурного воспитания негров и недостаточного уважения к белым я в ту пору сожалел, что отправился в страну негров. Я разыскал Ибн-Бедду, уважаемого в городе Сале человека, которому писал, чтобы он нанял для меня дом, что тот и сделал… Одежда местных жителей красива, ее ввозят из Египта…

Решив предпринять путешествие в Мелли, город, лежащий в 24 днях скорой езды от Джуалатена, я нанял проводника из племени мессуфах. Да и нет необходимости в том, чтобы следовать по этому пути с большим числом спутников, ибо он весьма безопасен. Я же отправился с тремя спутниками; вдоль всей дороги росли могучие столетние деревья. Одного такого дерева достаточно, чтобы укрыть в тени целый караван… В этих местах путнику не нужно заботиться о съестных припасах, а также о чеканных деньгах — дукатах или драхмах. Достаточно, если он имеет при себе куски каменной соли, или стеклянные украшения, или мишуру, которую называют nazhm [нитка], и некоторые ароматические вещества… Как только путник попадает в селение, тотчас появляются негритянки с просом, кислым молоком, курами, мукой из лотоса (rhamnus nabeca), рисом, foûni (?), похожим на зерна горчицы, из которого приготовляют клецки, к тому же с густой кашей и мукой из бобов. И путешественник может купить себе любой из этих продуктов, какой он захочет…

После 10 дней пути от Джуалатена мы пришли в большой город Загхари, населенный черными купцами, так называемыми ванджаралахами… Там проживает и некоторое число белых… Мы отправились в Загхари и прибыли к большой реке — Нилу, или Нигеру, в местность около поселка Карсакху… Отсюда река течет к Кабаре, потом к Загхаху… и от Загхаха к Тимбукту и Каукау [и далее к Мули и Юфи]. Ни один белый человек не ходит в Юфи, ибо негры убили бы его, прежде чем он туда попал. Нил вступает в страну [300] нубийцев-христиан и течет к их главному городу Донголе…

В город Мелли я прибыл 14 джумада 753 г. [28 июля 1352 г.] и покинул его 22 мохаррема 754 г. [27 февраля 1353 г.]. Выехал я в обществе Якуба, сына купца Абу Бекра. Мы направились в Мимах. Я ехал па верблюде, ибо лошади в этой стране очень дороги, каждая стоит 100 дукатов. Так мы прибыли к большому каналу, который ответвляется от Нила; переправиться через него можно только на барке. Там великое множество москитов, поэтому переправляются только ночью… Я пришел в Каукау [Гао], большой город на Ниле, один из прекраснейших негритянских городов, очень богатый и в изобилии снабжаемый продовольствием. Там много риса, молока, кур и рыбы… Я прожил в Каукау ровно месяц…

Из Каукау с большим караваном, принадлежавшим уроженцам Гадамеса, я направился по проселочной дороге в Такадду… Жители Такадды не знают другого занятия, кроме торговли. Ежегодно они предпринимают путешествия в Египет, откуда привозят в свою страну красивые ткани. Население Такадды живет весело и зажиточно. Из Такадды вывозят медь в город Кубер, находящийся в стране негров-язычников, а также в Загхай и в страну Берну. Она находится в 40 днях пути от Такадды; жители ее мусульмане. У них есть правитель, по имени Идрис, который никогда не показывается народу и говорит со своими подданными только из-за занавеса. Из Берну вывозят в различные местности красивых рабов, евнухов и пропитанные шафраном ткани…

За 37 1/3 дуката я купил двух нагруженных солью верблюдов и отправился в Танат. Я взял с собой припасы на 62 дня, ибо между Такаддой и Танатом нет никаких злаков. Там можно купить только мясо да снятое молоко, за которые расплачиваются тканями. Покинул я Такадду 11 гаабана 754 г. [12 сентября 1353 г.]…

Мы шли 10 дней и достигли страны берберского племени хаггаров, носящих покрывало. О них можно сообщить мало. Они бездельники… [Следует описание дальнейшего путешествия через Буду и Сигильмессу, где в конце декабря Ибн-Баттута наблюдает необычайно сильный снегопад.]

В своих странствиях я видел много снега в Бухаре, Самарканде, Хорасане и в Стране турок, но никогда не знал более неприятного пути, чем этот. [Возвращение в Фес в начале 1354 г.]

Просмотр этого труда был закончен 3 джулахйджа 756 г. [10 декабря 1355 г.].1)

* * *

В 1349 г. Ибн-Баттута вернулся в Марокко из своего грандиозного 24-летнего странствия (см. гл. 139). Ему было тогда 45 лет и в нем еще не угасла [301] страсть к путешествиям. Уже в 1350 г. или в 1351 г. Ибн-Баттута снова объехал мавританские земли Пиренейского полуострова, причем он в этот раз намеренно избегал христианских областей. Позднее, в начале 1352 г., великий путешественник по повелению своего султана направился в мусульманские страны Северо-Восточной Африки, которые не успел посетить во время первого путешествия. Уже в тот период ислам пустил довольно глубокие корни в негритянских странах (см. гл. 131). Весьма оживленная торговля богатого золотом государства на Нигере, столицей которого с 1336 по 1433 г. был Тимбукту,2) велась только с мусульманскими странами — с Египтом, Малой Азией, Тунисом, Марокко и с районом «Золотой реки» (Уэд-Дра). До христианских народов Европы о стране на Нигере доходили чаще всего лишь смутные слухи.

Об этой торговле и хотел разведать Ибн-Баттута. Новое путешествие не идет ни в какое сравнение с его первым подвигом. Оно длилось не более двух лет, но все же явилось весьма ценным дополнением к предыдущим странствиям, так как проходило целиком в совсем других странах, причем в таких, которые в то время были почти полностью закрыты для христиан.

Отправившись в путь в феврале 1352 г., Ибн-Баттута прошел через Сигильмессу, чрезвычайно важный город к востоку от Тафилалета, основанный в 757—758 гг. на краю пустыни,3) и далее через Андагхост в Тагхазе и Судам в Уалате попал в Тимбукту.4) Султаном в государстве Мали был тогда Сулейман (1336—1359), брат умершего в 1332 г. великого Мусы. Ибн-Баттута провел в столице Тимбукту семь месяцев, посетил еще Каукау (Того, Гао) и Туат, а затем через пустыню, мимо нагорья Ахаггар, вернулся в Сигильмессу и далее в Фес, куда он благополучно прибыл в начале 1354 г.

Если в приведенном выше тексте Ибн-Баттута отождествляет Нигер, с которым он познакомился в Тимбукту, с Нилом, то этим он отдает дань заблуждению, типичному для всех средневековых географов, принявших на веру утверждение античных авторов, будто Нил берет начало на дальнем западе Африки или имеет там второе устье. В том обстоятельстве, что верхний Нигер течет в восточном направлении, арабские географы усмотрели подтверждение этого ошибочного предположения. Недавно Вёльфель выступил [302] в защиту гипотезы, согласно которой Нигер в древности якобы действительно был связан с Нилом.5) Однако нет ни малейших оснований защищать такую смелую гипотезу, тем более что в древности, как мы знаем (см. т. I, гл. 17 и 64), Нигер, безусловно, не был известен, а свой «Западный Нил» географы искали гораздо севернее, на марокканской территории.

Сообщения Ибн-Баттуты о положении в бассейне Нигера во многих отношениях очень ценны для истории культуры. Наряду с прочим он рассказывает и о том, что в больших городах на Нигере жили христиане, содержавшие там гостиницы. Их называли назарени.6)

Ибн-Баттута дает нам только самый блестящий пример сочетания коммерческой предприимчивости с любовью к путешествиям. Но это было, вероятно, свойственно многим мусульманам. Сам Ибн-Баттута сообщает нам интересные факты о том, что его единоверцы то и дело совершали очень далекие путешествия, которые, несомненно, достойны особого рассмотрения. Самым поразительным из этих фактов, вызвавшим удивление даже у Ибн-Баттуты, была его встреча в глубинных районах Китая с соотечественником из Сеуты, по имени ал-Бушри, который достиг в Срединной империи значительного благосостояния.7) Отправившись в новое путешествие, Ибн-Баттута встретился в Сигильмессе с братом ал-Бушри и был в этом городе его гостем.8) Для характеристики необычайной предприимчивости мусульманских купцов того времени эти две встречи весьма показательны. Не менее интересен и другой рассказ Ибн-Баттуты о том, как один имам в Александрии просил его передать привет своим братьям, если путешественник встретится с одним из них в Индии, с другим — в Синде, с третьим — в Китае.9)

Сообщения Ибн-Баттуты и других мусульман о глубинных областях Африки дошли до европейцев того времени. Сведения составителя замечательной Каталонской карты мира от 1375 г. о глубинных областях «Черного континента», наверное, почерпнуты преимущественно из этих источников.10) Но возможно, что о них рассказывали и христианские путешественники, поскольку в договоре, заключенном республикой Венецией с правителем Туниса еще в 1320 г., предусматривался свободный проход через этот султанат.11)

Такой же договор был заключен в 1339 г. между Каталонией и султаном Тлемсена. В нем оговаривалось, что «путешественники из обоих договорившихся государств могут проходить и проезжать по другому государству… [303] им обеспечивается личная безопасность… на суше и на воде, в гаванях и в любом другом месте».12)

После возвращения с Нигера Ибн-Баттута, видимо, больше не предпринимал значительных путешествий. По повелению своего властелина он продиктовал все сведения, накопленные за почти 30-летние странствия, и рассказы о своих приключениях писцу султана Мухаммеду бен Мухаммед бел Джузайа (Ибн-Джузайа), обработавшему их стилистически.13) Эта работа была завершена в декабре 1355 г., и мы получили великолепную книгу о путешествии, сохранившуюся до наших дней. Величайший путешественник средневековья в последующие десятилетия, видимо, постоянно жил в Фесе и умер там в 1377 г., достигнув 73 лет.14) Следует еще кое-что добавить о пересечении Сахары путешественниками более отдаленных времен.

Сахара начала постепенно превращаться в пустыню только примерно с IV тысячелетия до н.э. При этом когда-то хорошо орошавшаяся и покрытая богатой растительностью местность начала перерождаться в степь на востоке.15) Во II тысячелетии до н.э. процесс превращения Сахары в пустыню затронул все ее районы до Атлантического океана. Однако до наступления нашей эры местность эта была гораздо приветливее, чем теперь. Дикие оливы в большом количестве произрастали там, где теперь простираются зыбучие пески.16) Южнее заливов Большой Сирт и Габес, а также на юге Туниса и Алжира еще можно было преодолеть Сахару пешком или по крайней мере проникнуть далеко в глубь пустыни, а «в районах, где теперь даже верблюд не найдет себе пищи, паслись многочисленные стада крупного рогатого скота».17) О наличии здесь стад крупного скота, овец и коз свидетельствуют наскальные изображения.18) Процесс пересыхания почв, чаще всего вызывавшийся вырубкой лесных массивов, затем непрерывно продолжался в течение средневековья и в новое время. Даже теперь территория пустыни ежегодно расширяется примерно на 1 км по всей ее гигантской периферии. Как бы то ни было, но в средневековье пересечение Сахары, наверняка, не считалось таким трудным делом, как в наши дни.


Назад К оглавлению Дальше

1) Ibn Batuta, Tuhfat al Nussar fi Chara’ib al-Amsar wa Adra-ib al-Asfar (Voyages d’Ibn Batuta), ed. Defrémery et Sanguinetti, Paris, 1854, IV, p. 377 (и след.).

2) Еще Мунго Парк говорит о Тимбукту, что это «рынок золота, добываемого народом мандинго, откуда оно купцами из Туниса, Триполи, Феццана и Марокко доставляется на север Африки». См. Mungo Park, Travels in the interior districts of Africa, London, 1799 (приложение LXXXV).

3) Статья Колина. См. «Enzyklopädie des Islam», Leiden, 1927, В. IV, S. 433.

4) Сигильмесса, иначе Сиджилмас, — город на юго-восточном склоне Высокого Атласа; в средние века он был крупнейшим торговым центром группы оазисов Тафилалет и вообще всей Марокканской Сахары; Тагхаза, или Техазза, — оазис в Западной Сахаре, где до XVI в. разрабатывались месторождения каменной соли; после их истощения основная добыча каменной соли передвинулась в оазис Тауденни; Уалата, Дахар-Уалата, — цепь оазисов в Южной Сахаре к западу от Тимбукту. В поселках Уадаты и в Тимбукту во времена Ибн-Баттуты плиты каменной соли обменивались на местные товары, хлопчатобумажные ткани и зерно. См. О. Бернар, Северная и Западная Африка, М., 1949, стр. 342. — Прим. ред.

5) D.J. Wölfel, Die Hauptprobleme Weissafrikas, «Archiv für Antropologie», 1941, В. XXVII, S. 9.

6) Христиане именовались так по названию города Назарета в северной Палестине, откуда, согласно евангельской традиции, происходил Иисус Христос. — Прим. ред.

7) Ibn Batuta, Tuhfat al-Nussar fi Chara’ ib al-Amsar wa Adra-ib al-Asfar (Voyages d’Ibn-Battuta), ed. Defrémery, Sanguinetti, Paris, 1854, IV, p. 282.

8) Ibidem, p. 377.

9) Ibidem, I, p. 38.

10) O. Peschel, Geschichte der Erdkunde, Berlin, 1865, S. 173.

11) Ibidem, S. 174 (примечание 2).

12) Champollion-Figeac, Reinaud, Chartes inédites en dialecte catalan, dec. IV, cap. 55.

13) Статья де Слана. См. «Journal Asiatique», 1843, t. 1, p. 244. [Мухаммед Ибн-Джузайа был испанским арабом, уроженцем Гранады. В декабре 1355 г. он закончил только запись под диктовку, а «стилистическая обработка» была завершена в феврале 1356 г. Крачковский писал: «Работа его была выполнена очень поспешно — в три месяца… Он недолго пережил ее окончание и в том же 757 (1356) г. умер. Все эти обстоятельства литературного оформления путешествия надо всегда иметь в виду и, судя строго Ибн-Баттуту, никогда не забывать, что многое, в чем его обвиняют, может принадлежать Ибн-Джузайа». См. И.Ю. Крачковский, Соч., т. IV, стр. 422. — Ред.]

14) «Enziklopädie des Islam», Leiden–Leipzig, 1927, В. II, S. 391.

15) О. Spengler, Untergang des Abendlandes, München, 1922, В. II, S. 33.

16) S. Gsell, Histoire ancienne de l’Afrique du Nord, Paris, 1913, t. I, p. 166.

17) D.J. Wölfel, Die Hauptprobleme Weissafrikas, «Archiv für Anthropologie», 1941, B. 27, S. 91.

18) Ibidem, S. 94.


Назад К оглавлению Дальше

























Написать нам: halgar@xlegio.ru