Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Наумкин В. В.
Полевые исследования на острове Сокотра

Вестник древней истории. 1989, № 2.
[158] – конец страницы.

В течение четырех сезонов велись полевые исследования на острове Сокотра. Программа исследования включала сбор этнографического и лингвистического материала, антропологическое обследование населения, археологические изыскания.

Остров Сокотра, с древности тесно связанный с двумя районами материкового Йемена — Хадрамаутом и Махрой, на протяжении столетий находился в изоляции от внешнего мира, сохраняя архаичный язык и традиционную культуру, мало подвергшиеся влиянию извне. Отряд экспедиции, работавший на острове, поставил перед собой задачу комплексного изучения сокотрийцев, их этногенеза, выяснения истории заселения острова, характера исторических связей насельников с хадрамаутцами и махрийцами, реконструкции доисламской культуры островитян.

В этом плане первостепенное внимание было уделено описанию бесписьменного сокотрийского языка и записи произведений фольклора.

Исследование сокотрийского языка имеет важное значение как для реконструкций языка-основы южноаравийских и, в более широком плане — языковых общностей (т. е. чисто лингвистической реконструкции), так и для выяснения исторических судеб соответствующих народов (через лингвостатистику, глоттохронологию). В недавнем прошлом семитология, как, впрочем, и индоевропейское языкознание, решая эти проблемы, традиционно опирались на классические языки древности. Большее знакомство с живыми языками показало, что с их помощью можно увидеть в классических языках древности то, что прежде было скрыто и вообще не может быть обнаружено в мертвом языке, а также по-новому оценить уже имеющуюся информацию. В семитской группе живыми являются две подгруппы языков — эфиосемитские и южноаравийские (неоарамейский и современный иврит в силу многих причин не так интересны), но эфиосемитские подверглись значительному кушитскому влиянию, южноаравийские же языки, в наибольшей мере сохранили прежнее состояние, особенно сокотрийский благодаря его длительной изоляции.

Вследствие данных обстоятельств за последние десятилетия резко возрос интерес к этим живым южноаравийским языкам, которые еще недавно многие специалисты считали разговорными диалектами йеменского арабского. Результатом этого интереса явилось, в частности, издание в Англии ряда словарей, составленных Т. Джонстоном. Сокотрийский вплоть до последнего времени оставался наименее изученным, и проведенная отрядом экспедиции полевая работа на острове в значительной мере восполнила этот пробел.

Анализ сокотрийского материала позволяет уточнить или же по-новому посмотреть на общесемитскую реконструкцию (достаточно назвать, например, такие проясненные с помощью южноаравийского материала элементы, как глоттализованное произношение или латеральные звуки). Грамматическое описание сокотрийского языка с изданием текстов и словарем, которое автор готовит вместе с В. Я. Порхомовским, поможет лучше понять, как говорило древнее население Южной Аравии (а возможно, семитское вообще).

Для исторической интерпретации собранного материала существенно то, что он позволяет провести не только словарную реконструкцию (что обычно дает мертвый классический язык древности), но и реконструкцию терминологических систем — хозяйственной лексики, терминов родства, цветообозначений, где сохранились наиболее древние лексические пласты.

Не менее существенное интердисциплинарное значение имеет использование сокотрийского материала для классификации. В последнее время специалисты, занимающиеся сопоставительными и сравнительно-историческими исследованиями, не раз меняли концепцию живых южноаравийских языков: они рассматривались то вместе с эпиграфическим, то вместе с эфиосемитским, то связывались с хадрамаутским диалектом эпиграфического. Сейчас получила развитие тенденция рассматривать эти языки, [158] в том числе сокотрийский, как отдельную ветвь, не связанную непосредственно не только с эфиосемитскимн, но и с древними языками Южной Аравии. Нет необходимости доказывать, что это заключение имеет прямое отношение к историческому прошлому населения Южной Аравии, подводя к мысли о том, что носители языка-предка живых южноаравийских были отделены от носителей эпиграфического южноаравийского, что проявляется и в их культуре. Можно предполагать, что прародина этих носителей языка, от которого образовались сокотри, махри, шхери, джиббали, харсуси, находилась на территории Махры, к востоку от Хадрамаута, что частично подтверждает и начатое в сезоне 1988 г. изучение махрийцев.

В рамках этнолингвистических исследований проводилась фиксация терминов родства параллельно с изучением семейно-брачных отношений и обычаев и обрядов жизненного цикла.1) Анализ терминов родства показал, что сокотрийская система родства развивалась к линейному через бифуркативно-коллатеральный (арабский) тип, который, вероятно, получил в ней позднейшее развитие (под влиянием распространенного здесь кузенного брака), о чем свидетельствует наличие в сокотрийском специальных терминов для родственников по браку.

Интересные выводы позволяет сделать анализ сокотрийской системы названий насекомых в сопоставлении с аналогичными системами в других семитских языках, с привлечением полевых данных о некоторых современных верованиях и обычаях сокотрийцев. Можно говорить о древних семитских мифах, в которых особую роль играли насекомые, такие, как муха и пчела. Это нашло свое отражение, в частности, в ветхозаветной литературе, в сокотрийском фольклоре, в литературе древней Месопотамии. У горцев Сокотры до сих пор сохранилась вера в существование смертоносной мухи диасар, для защиты от которой человек должен совершить целый ряд магических действий.

Записанные на острове старинные обрядовые и ритуальные песни после расшифровки обнаружили весьма архаичные элементы, позволившие частично воссоздать некоторые доисламские верования. К ним относится культ предков, который, видимо, был широко распространен в древней Южной Аравии. Сохранились реминисценции лунопоклонства, а также солнцепоклонства.

Не менее важным элементом культуры древности являются и обряды инициации, реминисценции которых присутствуют как в сокотрийском фольклоре, так и в некоторых современных обрядах.

Антропологические (антропометрические, одонтологические и дерматоглифические) исследования проводились на острове впервые. Анализ одонтологического материала показал, что население Сокотры складывалось не в результате двух-трех изолированных волн миграции, а в течение длительного времени, когда происходила постепенная гомогенизация с образованием мозаичного, присущего населению этого острова, распределения одонтологических признаков. Данный анализ привел к выводу, что здесь преобладает южноевропеоидный комплекс с сильным веддоидным компонентом. Было сделано предположение, что основной, исходный расовый тип сокотрийцев имеет южноаравийские корни.2)

Проведенный Г. Л. Хить и В. С. Шинкаренко анализ дерматоглифического материала, собранного последним вместе с автором, также показал, что сокотрийцы представляют собой группу смешанного происхождения, в формировании которой основная роль принадлежала южноевропеоидному переднеазиатскому компоненту, второй компонент восходит к индийским австралоидам, а на уровне локальных групп сокотрийцев проявляется третий компонент, имеющий негроафриканское [159] происхождение.3) Г. Л. Хить пришла к выводу, что распространение австралоидной и негроидной примеси шло по преимуществу с северного побережья Сокотры и влияние этих элементов постепенно слабело по мере удаления от северного (а в отношении австралоидного компонента — и от восточного) побережья, сходя к минимуму на южном побережье острова.

Археологические работы на Сокотре еще не завершены, однако некоторые результаты уже достигнуты. В 2 км к югу от селения Сук, которое в средневековье было столицей Сокотры, было обнаружено городище Хажря, где как можно предполагать, находилась древняя, доисламская столица острова. Это городище делится на две, отчетливо разделенные между собой части: западную половину занимают жилые постройки, восточную — обширный могильник в пределах городской стены (рис. 1).

Собранная в результате раскопок, проведенных А. В. Седовым, небольшая коллекция керамического материала включает фрагменты лепных круглодонных горшков с тонким резным орнаментом, аналогичные найденным в раскопанных отрядом экспедиции погребениях в восточной части острова; мелкие фрагменты керамического сосуда, изготовленного на гончарном круге, с темно-зеленой глазурью; обломок круглого толстостенного сосуда со штампованным сетчатым орнаментом; фрагменты высококачественной круговой красноангобированной лощеной керамики. Как показал анализ этого материала, городище относится к античной эпохе — находки датируются II—IV вв. н.э.

Было обследовано большое число доисламских погребений (при этом существенно, что на острове еще в XII в. хоронили не по мусульманскому обычаю). У селения Ракуф в восточной части острова расположен небольшой могильник с необычайно своеобразными, уникальными для Сокотры дольменообразными намогильными сооружениями. Могильник состоит примерно из 10 погребений, однако в непотревоженном виде сохранилось лишь одно сооружение. Оно прямоугольное в плане (размеры: 1,92 X 2,64 м; высота 0,7-1,0 м), вытянуто в направлении север–юг. Восточная и западная боковые и северная торцовые стенки сложены из трех-четырех рядов горизонтально уложенных грубо обработанных плит, щели между которыми тщательно заложены мелкими камнями.


Рис. 1. Сокотра. Ограда погребения на городище Хажря

Как показали раскопки, под наземными постройками, в грунтовых ямах глубиной 1 м из грубо обработанных плит сооружались прямоугольные погребальные камеры типа «каменного ящика» с перекрытием из тщательно подогнанных плит. Одно из [160] погребений было полностью ограблено, другое содержало коллективное захоронение, видимо, девяти человеческих скелетов с инвентарем. Вероятная датировка — вторая половина I тыс. до н.э. и позже.

Неподалеку от Ракуфа были зафиксированы остатки мастерской по изготовлению кремневых орудий. Здесь была собрана довольно большая коллекция изделий из кремня, в состав которой входят нуклевидные обломки, отщепы (в том числе с ретушью), пластины, орудия (скобель, острие, скребковидное орудие). Коллекция, как предполагается, относится к «историческому времени» — II—I тыс. до н.э. (?).

На острове был выявлен еще один тип могильников — коллективные захоронения в естественных пещерах. Один из таких могильников был обнаружен в восточной части острова в 2 км к юго-востоку от селения Шааб. Среди обследованных пещер одна, куполообразной формы (высота 2,5 — 3 м, диаметр — 4 м), располагалась на высоте около 100 м от подножья горы Багбага. Вход в нее (3 X 4 м) был заложен каменной стенкой, разрушенной местными жителями. В пещере в перемешанном состоянии находились скелеты примерно 10 человек и кости козы, без инвентаря.

Большое значение для воссоздания доисламского прошлого Южной Аравии имели поиски следов христианства на острове. В месте, называемом Калисан (вызывающем явные ассоциации с греческим названием церкви) нами были обнаружены развалины небольшой церкви, построенной из обработанных и необработанных камней. Она четко сориентирована по странам света. Вход с запада, алтарь находится в восточной части. Помещение в плане элипсовидной формы (размеры: в узкой части 5 м, в широкой 7 м).

В целом можно судить о том, что в доисламскую эпоху аборигенное население Сокотры, восходящее своими корнями к древнему населению района Махры — Дофара, было довольно гомогенным в культурном отношении. Выращивание благовонных деревьев и скотоводство составляли, вероятно, основные занятия сокотрийцев. В дальнейшем аборигены были вытеснены новыми волнами миграции во внутренние, горные районы, где отгонное скотоводство стало практически единственным занятием этой обреченной на длительный отрыв от остального мира популяции. Благовония постепенно перестали служить источником процветания жителей долин и прибрежных районов, где разведение благовонных деревьев постепенно сменилось рыболовством. Христианство, распространившееся на острове, скорее всего в IV в., не смогло глубоко проникнуть в культуру островитян, вытеснить прежние верования и обычаи, однако и для перехода островитян к исламу понадобилось несколько веков.


1) Многие из них сходны с соответствующими обычаями и обрядами некоторых древних семитских народов. И. М. Дьяконов отмечает, в частности, что сокотрийский свадебный обряд «очень напоминает аккадский» (НАА. 1982. № 4. С. 209).

2) Шинкаренко В. С., Наумкин В. В., Хить Г. Л., Зубов А. А. Антропологические исследования на о. Сокотра // СЭ. 1984. № 4.

3) Контакты с африканцами имели место, видимо, в довольно поздний период и были связаны с завозом на остров рабов.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru