Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Ислам.

[128]

Яхия аль-Джанавни.
Книга установления. Краткое изложение основ веры и права

Отрывок. Вступительная статья, перевод с араб. и комментарии А.А. ИГНАТЕНКО

Восток. 2000. № 3.
[128] – начало страницы.
OCR OlIva.

Трактат, отрывок из которого приводится, принадлежит Абу-Закарии Яхйе Ибн-Аби-ль-Хайру аль-Джанавни, ибадитскому законоведу XII в. Ибадизм (назван по имени основателя — Абдаллаха Ибн-Ибада) — одно из течений в исламе, сложившееся, наряду с суннизмом и шиизмом, в VII в. Считается, что генетически ибадизм при своем возникновении был самой умеренной среди основных общин хариджитов — тех мусульман, которые, участвуя в политических распрях внутри мусульманской общины после смерти Пророка Мухаммада (632 г.), выступили как против четвертого Праведного халифа Али Ибн-Аби-Талиба, так и против узурпатора власти, родоначальника династии Омейядов Му'авии. Хариджиты характеризовались своего рода демократизмом: согласно их учению, суверенная власть в общине принадлежит ей самой, а ее предводитель (имам-халиф) — уполномоченный общины. Непременным условием правомочности претендента на верховную власть в общине они считали следование Корану и Сунне, но никоим образом не происхождение претендента (например, родство с Пророком Мухаммадом или его принадлежность к Курайшитам — племени Пророка).

При том, что ибадизм является одним из исконных направлений в исламе, исследователи вынуждены характеризовать его в сравнении с более известными широкому европейскому (в том числе российскому) читателю суннизмом, шиизмом, му'тазилизмом и т.п. Так, в отличие от шиизма, в котором верховная власть должна передаваться по наследству внутри Дома Пророка — имамов, потомков Али Ибн-Аби-Талиба и его жены, дочери Пророка Фатимы; а также суннизма, в котором верховные правители мусульманской общины должны быть из Курайшитов, ибадиты считают, что имамом всей общины может быть любой мусульманин. Они ссылаются на хадис Пророка Мухаммада: "Если будет поставлен повелителем над вами [даже] эфиопский раб с вырванными ноздрями (маджзу' аль-унф) и установит между вами Божественное Писание и мою Сунну, то слушайте его и ему повинуйтесь".1

Если сунниты признают легитимными всех Праведных халифов и тем самым подтверждают истинность тех способов определения верховных правителей, при посредстве которых таковыми стали Абу-Бакр, Умар, Усман и Али, шииты считают первых трех халифов узурпаторами верховной власти и единственным истинным наследником Пророка почитают Али, подтверждая тем самым принцип передачи власти внутри Дома Пророка, то ибадиты считают полностью соответствующими критериям ислама только двух первых халифов — Абу-Бакра и Умара, имея ряд претензий к Усману и Али, во время правления которых в исламской общине началась [129] всеобщая смута. При том, что в вероучительном отношении нет принципиальных различий между ибадизмом и другими течениями в суннизме, ибадизму присуща и некоторая специфика. Так, ибадиты, вслед за сошедшими с исторической сцены теологами-му'тазилитами, считают, что Коран сотворен, расходясь с суннитами, которые полагают Коран извечной и несотворенной речью Бога. В настоящее время ибадизм распространен в Омане, Алжире, Ливии, ибадитские общины есть и в других странах распространения ислама.

Что касается ибадитского фикха (права), то в принципе он мало отличается от суннитского (не больше, чем суннитские мазхабы один от другого в рамках самого суннизма).2 Важной чертой приведенных ниже взглядов средневекового ибадитского законоведа является то, что согласное мнение общины (иджма') указывается не только в качестве основ права, что свойственно всем школам исламского права,3 которые при этом считают иджма' рациональной, т.е. человеческой, основой, но и как составная часть Божественного Законоустановления (шар’, шари'а). Вопросы правоведения в трактате тесно переплетены с теологическими проблемами, что вообще свойственно той дисциплине, которая у мусульман называлась (и называется до сих пор) усуль, т.е. основания, или принципы вероучения и права.4

Трактат очень конспективен. Этим объясняется обилие квадратных скобок, при помощи которых вводятся опущенные или подразумеваемые автором понятия. Отрывок из трактата аль-Джанавни публикуется на русском языке впервые.

Перевод выполнен по тексту: Аль-Джанавни (Абу-Закария Яхйя Ибн-Аби-ль-Хайр аль-Джанавни). Китаб аль-вад'. Мухтасар фи-ль-усуль ва-ль-фикх (Книга установления. Краткое изложение основ веры и права). Публ. Абу-Исхак Ибрахим Туфрайш. Изд. 1. [Б.м., б.г.].


Перевод

Знай (да внушит Бог нам и тебе, [о читатель], благоразумие, да наградит Он нас от Своих [щедрот] помощью и поддержкой!), что Всевышний Бог засвидетельствовал в отношении Самого Себя единство (вахданийя)1) и засвидетельствовали ее приближенные [к Нему] ангелы, а также обладающие достоверным знанием о Боге. Сказал Всевышний Бог: "Свидетельствует Бог, что нет божества, кроме Него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого".2) И обязал он исповедовать единобожие всякого из Своих рабов кто достиг совершенствования и состояния ответственности (таклиф), будь он свободным или рабом, мужчиной или женщиной. А если он достиг возраста зрелости, а нет у него подобающего [возрасту] ума, то это — ущербность, исключающая состояние ответственности. Это (т.е. единобожие. — А.И.) — в соответствии со словами Всевышнего: "Я ведь создал джиннов и людей, только чтобы они Мне поклонялись",3) [130] т.е. "чтобы были единобожниками". И послал Он Посланников с призывом к Своему творению, чтобы были они единобожниками — по словам Его: «И к адитам [послал Он] брата их Худа. Он сказал: «О народ мой! Поклоняйтесь Богу, нет у вас божества, кроме Него! Разве вы не будете богобоязненны?"»,4) т.е. "исповедуйте Его единственность", и еще по словам Его: «И к самудянам [послал Он] брата их Салиха. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Богу, нет у вас никакого божества, кроме Него"»,5) т.е. "почитайте Его единым". И так — со всеми Посланниками.

А коли вменено рабу [Божьему] в обязанность исповедовать Его единство, то подобает ему знать с самого начала взрослого состояния своего Творца, и не дозволяется после этого невежество — даже на мгновение ока.

Знай, что не существует более ясного способа познать Творца, как через познание сущего (мавджудат) и через различение всего, что известно, т.е. подобает тебе знать, что все вещи двух родов: существующее извечно и возникшее во времени. Существующее извечно — это Преславный Бог, который один только и обладает Единственностью, Божественностью и Господствием. А возникшее во времени — двух родов: тело и акциденция.

Акциденция — двух родов: движение и покой. Движение — двух родов: приобретенное [т.е. имеющее источником сам движущийся предмет] и вынужденное [т.е. совершаемое в результате внешнего воздействия]. Тело — двух родов: видимое, например фантомы (ашбах),6) и невидимое, например воздух и ветры. Видимое — двух родов: жизненное и мертвенное. Мертвенное — двух родов, то, что оживает, например земля и семена, и [такое] мертвенное, что не оживает, например железо и камни.

Жизненное — двух родов; пневматическое, или духовное, точнее — обладающее духом, что ходит на четвереньках, и то, что ходит на двух [ногах], и водное — то, что произрастает и подымается вверх.

Духовное — двух родов: разумный и ответственный (мукалляф), [т.е. подчиняющийся наказам и запретам] — Ангелы и две драгоценности, [т.е. люди и джинны],7) и неразумный, не подлежащий ответственности (мухмаль) — дикие звери и скот.

Разумное — двух родов: верующий и неверный.

Верующий — двух родов: беспорочный (ма'сум), как Ангелы и Пророки, и не обладающий беспорочностью (гайр мас'ум), как все те, кто уверовал в Пророков.

Неверный — двух родов: многобожник (мушрик) и лицемер (мунафик).

Многобожник — двух родов: отрицающий [существование Бога] и уравнивающий [Бога с тварью].

Не обладающий беспорочностью — двух родов: утверждающий в целом [свою веру] и полностью соблюдающий [ее во всех делах] и утверждающий ее в целом и не соблюдающий ее.

Если в твоем разуме установилось и утвердилось, что эти упомянутые вещи — возникшие во времени, созданные и сотворенные на основании доводов о возникновении во времени (хадас), потребности [в Том, кто вызывает их к существованию, т.е. Бога] (хаджа), неспособности (аджаз) [существовать и действовать самостоятельно], то ты тем самым узнаешь, что у них — вызывающий к существованию (мухдис), который сделал их существующими, творящий, который их сотворил. Ведь изделие — свидетельство [существования] того, кто его создал и вызвал к существованию. Сказал Всевышний: "Разве о Боге сомнение, Творце небес и земли?".8) Как-то одному простому арабу сказали: "Каково свидетельство того, что у этого мира есть творец?". Тот ответил: "Навоз свидетельствует о верблюде",9) след свидетельствует о том, кто его оставил. И горнее строение (хайкаль), такое разреженное и тонкое, и дольняя основа (букв. центр. — А.И.), такая плотная10) — не свидетельствуют ли они об их сведущем (хабир) Творце? Сказал мудрец: [131]

Не удивительно ль, что кто-то выступает против Бога
И отрицает Божье бытие!
Но вещь любая — знак Того, кто бытие ей дал.
Свидетельство о Божьем бытии —
Не только каждое движенье,
Но и недвижность.

Сие доказательство — обязательно для разума и по его поводу нет расхождений между людьми разумными. И ученые мужи свели все знания, доступные рабам [Божьим], к [поступающим] тремя путями: врожденное чувство (хисс матбу'), общее [для всех людей] разумное знание (акль маджму') и воспринятое [людьми] Божественное Законоустановление (шар' масму').

Врожденное чувство подразделяется на три части: чувство, требующее контакта [с ощущаемым], — осязание, вкус; чувство, не требующее контакта, — зрение, обоняние, слух; чувство составное — боль, удовольствие, радость, печаль, бытие [?] (вуджуд) и небытие [?] (адам).

Общее для всех людей разумное знание11) подразделяется на три части: обязательное, например знание о том, что существует Действователь, если установлен факт действия. Сказал Всевышний: "Разве о Боге сомнение, Творце небес и земли?".12) Тем самым Он утвердил отсутствие сомнения у того, кто не игнорирует Творение (футур). Обязательным разумным [знанием] для Того, для кого установлено Действие, является Всемогущество. У Того, у кого установлено Всемогущество, установлено Всеведение. У Того, у кого установлено Всеведение, установлена Жизнь. У того, у кого установлена Жизнь, установлено Существование.13)

[Вторая часть разумного знания] — [знание о таком] невозможном (мустахиль), как соединение двух противоположностей, как бытие вещи [одновременно] в двух местах, как [одновременное] движение вещи в двух направлениях. И невозможно, [например], то, чтобы действователь не обладал мощью, [т.е. не мог совершить действие], могущий [совершить действие] не обладал знанием [того, как это действие совершить], знающий не был живым, а живой не был существующим.

[Третья часть разумного знания] — возможное (джа'из), т.е. то, что не является для разума ни обязательным, ни невозможным, и для разума допустимо как его существование, так и несуществование.

Воспринятое людьми Божественное Законоустановление подразделяется на три части: основа (букв. корень — асль), понимаемая разумом основа (ма'куль алъ-асль), следование обстоятельством основы, [или презумпция необязательности] (истисхаб халь аль-асль).

Основа разделяется на три части: Писание (аль-китаб),14) Сунна и согласное мнение.

Понимаемая разумом основа подразделяется на три части: звучание [Божественной] речи, содержание [Божественной] речи, смысл [Божественной] речи.

Следование обстоятельствам основы [презумпция необязательности]15) разделяется на три части: необязательность (бара’ а аз-зимма), введение обязательности (шагль аз-зимма), предпочтение (истихсан). Что касается необязательности, то в предписаниях (фара'ид) действует принцип необязательности: не является обязательным то, что не утверждается Божественным Законоустановлением. Тот же, кто заявляет об обязательности, тот должен привести [соответствующий] довод. И тот, кто отрицает ее (обязательность. — А.И.) после ее утверждения [в опоре на Божественное законоустановление], должен привести [соответствующий] довод.16)

Что же касается предпочтения [в случае отсутствия соответствующего положения в Божественном Законоустановлении], то это принятие какого-то положения на [132] основе простого следования [кому-то] (таклид), без того, чтобы приводить [обусловливающие данное предпочтение] обоснования (такйид), или обоснования, [почерпнутые в Божественном Законоустановлении] (далиль), или [рациональные] доказательства (бурхан).

Что касается звучания (ляхн) [Божественной] речи, то это — [подтверждение] источника (дамир), без которого речь вообще не может осуществиться, как сказал Всевышний: "А если кто из вас болен или у него страдание в голове, то — выкуп постом...",17) — подразумевается «[страдание в голове], если ее побрить».18) Содержание [Божественной] речи — это то, что предполагает упомянутый в ней смысл — кроме того, что упомянуто [непосредственно?], как Он сказал: «Не говори [родителям] "тьфу!" и не кричи на них».19) Ведь известно, что более предпочтителен запрет убийства, поношения (шатм) и избиения.20) А смысл [Божественной] речи — это то, что понимаемо из внешнего (захир) в речи.21)

Когда необходимый довод разума засвидетельствует, что изделие должно иметь того, кто его изготовил, [становится ясно, что] Творцом этих сотворенных и вызванных к существованию во времени вещей является извечный Бог, к которому не приложимы никакие атрибуты чего-то, возникшего во времени, и Его нельзя описывать с использованием [соответствующих] свойств. Ведь если бы Ему приписывались эти [свойства], то к нему должно было бы прилагаться то, что прилагается к вызванному к существованию во времени, — вроде нужды [в чем-то] и ущербности. Тем самым установлено, что вечность [присуща] одному лишь Богу, Он — Зиждитель небес и земли и того, что между ними, нет [никакого другого] творца, вызывающего к существованию, кроме Него. Всевышний также сказал: "О да! Ему принадлежит и создание и власть. Благословен Бог, Господь миров!".22) [Тем самым] вменена как обязательная единственность [Бога] — через прославление Всевышнего Бога, на что имеется свидетельство разума, и воспринятое людьми Божественное Законоустановление. Бог Своих рабов предупредил об этом, сказав: «Скажи: "Он — Бог, един, Бог вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один"».23) Его слова «Скажи: "Он — Бог"» — ответ дахритам.24) Его слово: "Един" — ответ дуалистам.25) Его слово: "Вечный" — ответ отелеснителям.26) Его слова: "Не родил и не был рожден" — ответ иудеям и христианам. Его слова; "И не был Ему равным ни один" — ответ антропоморфистам.27)

Говорят, что видов многобожия восемь: [утверждение в отношении Бога] множественности, числа, изменения, противоречий, причины, следствия, противоположностей, форм. И Он отрицает за собой изменения и противоречия Своим словом "Вечный", и отрицает [в отношении Самого Себя] причину и следствие словами: "Не родил и не был рожден", и отрицает [в отношении Самого Себя] противоположности и формы словами: "И не был Ему равным ни один".

Иные ученые мужи говорят: "Допустимо называть [словом] единый всякого, кто [характеризуется] единством". Но действительно Единый — Преславный Бог, ибо Творец, в отличие от твари, не приемлет разделенность на части. А что касается единого из нас (т.е. сотворенных существ. — А.И.), разве ты не видишь, что он в реальности двойствен — [состоит из] тела и духа, мужской и женской особи; двойственны пища и питье, из двух [частей состоят сутки] — дня и ночи, два [состояния у вещей] — движение и покой. А Бог отличается от этого. Он — Един в Своей Самосущности, Един в своих атрибутах, Един в Своем действии. Или: нет такой самосущности, как Его. Никто не обладает Его атрибутами. Никто не действует так, как Он. [...]

Знай, что из единобожия пользу может извлечь только верующий, полностью удовлетворяющий религии Всевышнего Бога, а религия Бога — Ислам. Ислам же состоит из двух частей — слово и дело. Слово — из трех частей. Первая часть — признание Бога, т.е. того, что нет божества кроме него, Извечного — не имеющего [133] начала, Вечного — не имеющего конца, Живого — без дыхания и влажности, [присущих другим живым существам], Всеведущего — без обучения и исследования, Всемогущего — без того, чтобы чем-то обременяться и утруждаться, Болеющего — без страсти и нужды [в чем-то], Глаголящего — без языка и губ, Слышащего — без ушей и слуховых каналов, Зрящего — без век и зрачков.

Вторая часть [слова] — признание Мухаммада Ибн-Абд-ал-Лаха Ибн-Абд-аль-Мутталиба, из рода Хашимитов, из племени Курайшитов, того, что он раб Бога и его посланник, коего Бог послал, [указав людям через него] правильный путь и Религию Истины, чтобы открыто [возвысился] он над всей религией — пусть даже и не понравится это многобожникам, и Он запечатал им [череду] Своих пророков и возвысил (фаддаляху) его над всем, что Он сотворил, как о том свидетельствуют слова Божьего Посланника (да помолится за него Бог и поприветствует!): "Даны были мне пять [вещей], которые до меня никому не давались; был я послан к красно[кожему] и черно[кожему]; была для меня земля превращена в мечеть (букв. место коленопреклонения),28) а ее почва — [сделана годной] для очищения [перед молитвой],29) была мне разрешена добыча, которая до меня никому не разрешалась; поддержкой мне стал ужас, который шел впереди меня [на расстоянии] месячного перехода; было дано мне заступничество, и приберег я его для моей общины".30)

Третья часть [слова] — признание, что то, с чем пришел Мухаммад Ибн-Абд-ал-Лах, — истина, т.е. ты должен верить в Бога, Его ангелов, Его Книги,31) Его посланников, смерть [от Бога], воскрешение, [Божий] Суд, наказание, Рай и Ад, [Божественное] предопределение, будь оно добром или злом.

Что же касается дела, что [проистекает] из веры, то это — все то, чему Бог наказал следовать, будь то обязательное предписание или дополнительное обязательство, [добровольно принимаемое на себя мусульманином к исполнению сверх положенного по обряду]. То, что наказано [как обязательное], извлечено из трех [источников] — Писание (т.е. Коран. — А.И.), Сунна и согласное мнение, и отрицающий хоть что-то из предписанного в слове и деле — многобожник.

Из Писания [мусульманин знает] об обязательности пяти молитв, разных видах закята, посте в месяце рамадан, омовении от скверны и очищении [перед молитвой], хаджже к [Божьему] Дому (для того, кто в состоянии это сделать), джихаде во имя Бога, долях наследства, запрете всего запретного, обязательных наказаниях и т.п.

Из Сунны — количество молитв, размеры долей закята, побитие камнями упорствующего прелюбодея, молитва витр,32) [обязательность] полоскания рта, дыхания через нос, прочищения ушей, подмывания [после исправления нужды], обрезания, принцип "наследник не делает завещания" и тому подобное из того, что не упомянуто в Божественном Писании.

Из согласного мнения — соглашение об имамате,33) [принцип] "не [должно быть] двух имамов в одном месте",34) побивание палкой [пьющего] вино, принцип "дед и бабушка наследуют шестую часть", [определение] момента начала месяца рамадан, [квалификация] потери без вести и тому подобное из того, что не упомянуто в Божественном Писании и Сунне.


Комментарии к вступительной статье

1 А'вашт Бакир бен-Са'ид. Дирасат ислямийя фи-ль-усуль аль-ибадийя (Исламские исследования ибадитских основ веры). Константина (Алжир), 1982, с. 119-120. Хадис принимается в качестве истинного и другими мусульманами, которые, однако, не делают из этого таких радикальных выводов.

2 См.: Надва аль-фикх аль-ислями (Коллоквиум по исламскому праву). 9-14.IV.1988 г., Университет им. султана Кабуса. Изд. Министерства юстиции, вакфов и исламских дел. Оман, 1990.

3 См.: Л.Р. Сюкияйнен. Мусульманское право. М., 1986, с. 65.

4 См.: Там же, с. 13-14.

Комментарии к переводу

1) В исламской теологии понятие единства имеет два значения. Первое — уникальности, единственности в смысле утверждения того, что Бог является единственным, что и составляет сущность монотеизма. Второе — единства в смысле отсутствия внутренней дифференцированности.

2) Коран, 3:18. Здесь и далее цитаты из Корана даются в переводе И.Ю. Крачковского. В цитатах на русском языке слово Аллах заменено на слово Бог.

3) Коран, 51:56.

4) Коран, 7:65.

5) Коран, 7:73.

6) Подразумеваются данные человеческому зрению видимые формы предметов (фантомы). Источником этих фантомов может быть как сам предмет (распространенная в эпоху средневековья у мусульман концепция истечений, заимствованная у античных мыслителей), так и Бог, вкладывающий в зрение человека некое изображение, которое может быть сопряжено с предметом, а может быть и независимо от него (позиция аш'аритов и родственных им мыслителей). В трактате этому вопросу не придается особого значения.

7) Публикатор текста комментирует употребляемое идиоматическое выражение и отмечает, что люди и джинны названы двумя драгоценностями из-за их значительности (азм ша'нихима). Слово допускает и иную интерпретацию, связанную с понятием тяжести. Тогда эта идиома, по мнению публикатора, может означать отягощенность грехами людей и джиннов (в отличие от ангелов).

8) Коран, 14:10.

9) Приводится популярная арабская пословица, построенная на игре слов: Аль-би'ра тадуллю аля-ль-ба'ир. Тем самым подчеркивается врожденность знания о Творце, доступная даже необразованному жителю пустыни.

10) Подразумеваются небо и земля.

11) В тексте употреблено слов акль, которое означает как сам разум, так и процесс понимания или получения знаний с использованием разума.

12) Коран, 14:10.

13) Традиционное для исламской теологии доказательство наличия у Бога атрибутов. Признание Творения предполагает обязательное признание Действия. Действие невозможно без способности его совершить — Мощи, или Всемогущества (кудра). Всемогущество не может не направляться Всеведением, или Знанием того, что предполагается совершить. Но тот, кто обладает Знанием, не может не быть Живым. А тот, кто Живой, обладает Существованием. Приведенные понятия даются прописными, заглавными буквами, так как они обозначают уникальные атрибуты Бога. У человека имеются некие свойства, обозначаемые теми же словами [со строчной — действие, способность (тоже кудра), знание и т.д.], но их смысл принципиально отличается от того, который вкладывается в содержание терминов, обозначающих Божественные атрибуты.

14) Подразумевается Коран, рассматриваемый мусульманами как речь Бога, доведенная через Откровение до Пророка Мухаммада.

15) Под этим термином подразумевается принцип презумпции необязательности каких-либо юридических установлений или положений в случае отсутствия или неизвестности в данный момент времени и в конкретном сообществе мусульман четкого текстуального обоснования этих установлений или положений в Божественном Законоустановлении. Другими словами, если в опоре на Коран и Сунну или с использованием принципа иджма' не доказана обязательность чего-то, то в этом случае это считается необязательным, и неисполнение этого установления не может сопровождаться юридическими санкциями. В значительной степени это положение является абстрактно-умозрительным, например оно относится к людям, жившим в доисламский период, т.е. до того, как им было ниспослано Божественное Законоустановление. Однако имеются в виду и более конкретные ситуации в жизни мусульманской общины, например, в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств некое юридическое положение не имеет обоснования из-за того, что на тот момент не обнаружено ясных текстуальных доказательств в Коране и Сунне или на этот счет нет согласного мнения мусульман. Вплоть до этого момента данное положение не может считаться обязательным для исполнения. Но оно становится обязательным после того, как выявилось в "основе воспринятого людьми Божественного Законоустановления", т.е., напомним, либо в Коране, либо в Сунне, либо в результате выработки согласного мнения (иджма'). Данное положение имеет принципиальное значение для исламского права в интерпретации, даваемой средневековым ибадитским автором, так как, с одной стороны, позволяет выражать свободное суждение по вопросам, не закрепленным в Коране и Сунне, а с другой стороны, открывает дверь для внесения детализирующих дополнений в Божественное Законоустановление как основу исламского права — через использование механизма согласного мнения.

Употребляемый в выражении истисхаб халь аль-асль термин истисхаб может переводиться как презумпция, т.е. признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. В средневековых трактатах по исламскому праву приводится такой пример. Пока не доказано или не принято в результате приговора шариатского судьи (кади), что какой-то исчезнувший человек является умершим, он продолжает считаться живым, в отношении него действует соответствующая презумпция (истисхаб). Данное положение имеет уже практическое значение, так как на такого человека распространяется действие конкретных положений права. Так, он может (естественно, заочно) наследовать кому-то, и ему перечисляется определенная доля наследства — в соответствии с нормами исламского права. См.: Мустафа Бин-Салих Баджу. Ибн-Я'куб аль-Варжляни ва фикруху аль-усули. Мукарана би-Аби-Хамид аль-Газали (Ибн-Я'куб аль-Варжляни и его взгляды относительно основ [вероучения и права]. Сравнение с Абу-Хамидом аль-Газали). Министерство национального и культурного наследия Султаната Оман, 1995, с. 318-321.

16) Обращаем внимание на то, что, в соответствии с таким ходом мысли, обязательные предписания могут отменяться и изменяться с использованием механизма согласно мнения (иджма'), которое провозглашается одной из частей Божественного Законоустановления. См. примеч. 15.

17) Коран, 2:196.

18) Непонятна связь между определением звучания Божественной речи и приведенной цитатой из Корана.

19) Коран, 17:23.

20) Здесь подразумевается, что запрет повышать голос на родителей, который сделан в тексте Божественной речи (Корана), предполагает запрет на более тяжкие проступки и преступления в отношении них.

21) По-видимому, здесь предполагается разделение Божественной речи, под которой понимается Коран, на три уровня. Первый — сама звуковая оболочка речи. Второй — глубинный смысл, который необходимо вывести посредством определенных процедур (простое толкование смыслов слов и предложений — тафсир или метафорическое, символическое и аллегорическое толкование — та'виль, а также кияс — суждение по аналогии). Третий — уровень понимания без всяких экспликативных процедур, в пределах обычного словоупотребления.

22) Коран, 7:54.

23) Коран, 112:1.

24) Дахрийя — дахриты, термин, производный от слова дахр, который исламские авторы употребляли в отношении мыслителей, отрицавших существование Бога-творца, сотворение Богом мира во времени, загробную жизнь, воскресение и воздаяние в потустороннем мире, а также в отношении религиозных скептиков, упоминаемых в Коране: "Это ведь — только наша ближняя жизнь; умираем мы и живем, губит нас только время (дахр)" (Коран. 45:24). См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991, с. 57.

25) Санавийя — дуалисты. Так характеризовались немусульманские учения, представители которых признавали два высших, равносильных и противостоящих одно другому начала бытия — Свет и Тьму, Бога и Сатану и т.п. (зороастризм, манихеизм, маздакизм и т.д.). См.: Там же, с. 206.

26) Муджассима — отелеснители (от слова джисм, тело). Так назывались те мыслители, которые представляли Бога в телесном виде. См.: Там же, с. 168.

27) Мушаббиха — уподобляющие Бога человеку. Так называли всех антропоморфистов, т.е. тех мыслителей, которые представляли Бога в человекоподобном облике. См.: Там же, с. 189.

28) Публикатор разъясняет это место в хадисе Пророка так, что мусульманин может молиться Богу в любом месте. Он ссылается на другой хадис: "Где тебя застанет [время] молитвы, там и молись".

29) Здесь подразумевается то, что ритуальное очищение перед молитвой мусульманину разрешается осуществлять с использованием не только воды, но, при ее отсутствии, и песка.

30) Подразумевается заступничество Пророка Мухаммада о мусульманах пред Богом в день Страшного суда.

31) Здесь подразумевается, что, кроме Корана, Бог посылал людям другие писания (в частности, Тору и Евангелие). Однако люди (например, иудеи и христиане) исказили Богоданные послания, и те, которые они почитают в настоящее время, являются искаженными по сравнению с истинными Торой и Евангелием.

32) Название специальной молитвы, которую во время хаджжа паломники читают на горе Арафат.

33) Избрание имама (в данном случае — предводителя) всего мусульманского сообщества рассматривается как своего рода сделка между двумя сторонами, в которой как имам, так и мусульмане принимают на себя определенные обязательства.

34) Подразумевается невозможность наличия двух имамов как глав отдельной мусульманской общины в каком-то населенном пункте (употреблено слово сира, которое обозначает именно населенный пункт, например город). Этот принцип не исключает наличия многих имамов как предстоятелей во время молитвы, пусть даже и в одном городе. Публикатор — современный ибадит отмечает также, что может существовать несколько имамов мусульманских общин в нескольких отдельных странах, подтверждая тем самым одно из положений ибадизма о необязательности единственного имама (здесь: верховного правителя) в масштабах всей, т.е. всемирной, исламской общины.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru