Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Греческий мир

Петерс Б.Г.
Об изображениях боспорских кораблей на штукатурке из раскопок Пантикапея

Культура античного мира, М., 1966.
[186] — конец страницы

В раскопках Пантикапея, производившихся за последние десятилетия, был найден ряд фрагментов штукатурки, на которых сохранились граффити — изображения боспорских кораблей. Исследование этих изображений позволяет проследить конструктивные особенности и выделить некоторые типы судов, употреблявшихся боспорскими мореходами.

В нашем распоряжении имеется семь таких обломков.

1. Обломок штукатурки, найденный при раскопках Ю.Ю. Марти в 1940 г. в слое эллинистического времени. Хранится в Керчи, в Историко-археологическом музее (П-40, кв. 6, № 326, К-3808, К-726). Штукатурка имеет блестящую желтую поверхность, на которой острым предметом нанесен набросок судна (рис. 1, 1). На обломке сохранилось изображение кормовой части корабля.

Рассмотрение серии изображении кораблей на штукатурке мы начинаем с этого рисунка, так как он дает нам материал для наиболее детального определения частей корабельной кормы.

По взаимному расположению и характеру линий попытаемся проследить, в какой последовательности был сделан рисунок. Первоначально было прорисовано днище, корма, борт, затем обшивка правого борта, вернее, линии стыков обшивки, которые не доходят или пересекают днище, потом весло, сквозь которое видна бортовая обшивка, и, наконец, снасти. Мы останавливаемся здесь на этом вопросе, чтобы в дальнейшем более ясно и отчетливо представить себе характер трактуемых изображений.

На рисунке днище судна, плавно закругляясь, переходит в кормовую часть — ахтерштевень1) (στειρα).2) Такая высокозагнутая корма была необходима для плавания по бурному морю, для защиты рулевого от волн и для вытягивания корабля на сушу. Ахтерштевень заканчивается отогнутым наружу, суживающимся вверх желобом, акропостелем. Акропостелю придавали различные формы. Иногда его делали в виде загнутой [186] наружу3) или вовнутрь спирали, лебединой шеи4) или дельфиньего хвоста.5)

В верхней части акропостеля нередко укрепляли щитообразный кружок (χόρυμβος),6) над которым возвышалось деревянное украшение в виде петушиного хвоста7) (αφλαστον).8) Возможно, что этот декоративный рудимент является в какой-то мере отражением корабельного быта. Рулевой во время плавания мог развешивать свои доспехи на акропостеле, чтобы в случае опасности они были у него под рукой, а в дальнейшем это было принято в качестве эталона для украшения кормы судна.

Непосредственно под щитом акропостеля могли помещать изваяние божества, которому посвящали корабль или целые флотилии. Так, по сообщению Еврипида, во флоте, собравшемся для похода на Трою, пятьдесят фтиотских кораблей имели на корме изваяние Нереид,9) шестьдесят афинских кораблей — изваяние Паллады на крылатой колеснице,10) на пятидесяти беотийских кораблях находилось изображение Кадма, убивающего змея,11) а на корабле Нестора — изображение быка.12) Вероятно, Еврипид в описании расположения изображений божеств руководствовался наблюдениями над современными ему кораблями.

Ниже изображений божеств могла устанавливаться беседка в виде натянутого тента или палатка, которые при желании убирались для лучшего обзора с кормы.13) Часто на этом месте возводилась деревянная кормовая рубка.14) На корме укреплялся шест с вымпелом,15) а также подвешивался трап.16)

На рисунке с внутренней стороны кормы расположены два неровных полукруга, возможно, что это остатки украшений или изображение божества.

Вдоль правого борта поясами идет деревянная обшивка с клинообразными линиями, являющимися стыками бортовых досок. Подобные линии [187] стыков хорошо прослеживаются на рельефе римского саркофага.17) Бортовые доски крепились к шпангоутам медными гвоздями, а пазы между ними конопатились и смолились.18) В верхней части борта виден широкий бортовой брус — планшир.

Корму сверху вниз пересекает рулевое весло (πηδάλιον),19) веретено которого, как видно на рисунке, состоит из двух параллельных бревен, соединенных вместе. Эта интересная конструктивная деталь, которую не удается проследить на других изображениях. Рулевое весло, составленное из двух бревен, было более гибким и надежным в эксплуатации, чем весло, сделанное из одного бревна того же диаметра. Рулевое весло крепилось к верхней части судна с помощью обоймы20) или пропускалось под планшир.21)

На рисунке видно, что к ручке весла прикреплен изогнутый металлический рычаг — румпель, часто встречающийся в изображениях,22) который служил для поворотов рулевого весла с целью изменения направления курса судна и фиксации руля в определенном положении.23) На рисунке 1,1 изображено одно рулевое весло. Чаще их бывает два — по одному с каждого борта,24) а иногда для увеличения маневренности кораблей число рулей доводили до четырех — два с носа и два с кормы.25)

В верхней части рисунка изображены прогнутые, параллельно спускающиеся линии концы-гитовы, служившие для уборки паруса.26)

Таким образом, изображенный на рисунке корабль имеет плавно загнутую корму, высокие борта, развитое парусное вооружение, снабжен единственным рулевым веслом для его поворотов.

2. Обломок штукатурки, найденный в 1958 г. По определению руководителя раскопок В.Д. Блаватского, культурный слои, в котором был найден публикуемый фрагмент, относится к III в. н.э., хотя содержит некоторое количество находок от III в. до н.э. и до II в. н.э. Хранится обломок в ГМИИ в Москве (М-58, НЭ, XXII-6). Штукатурка имеет красную блестящую поверхность, по которой острым предметом нанесено изображение корабля (рис. 1, 2).

Как можно предположить, на обломке начертан корабль, каким он мог выглядеть при наблюдении с акрополя Пантикапея. На рисунке видно судно с высоко поднятой мачтой. Наклонными линиями у мачты художник изобразил стоячий такелаж. Первая наклонная линия — это штаг, вторая и четвертая — ванты и фордуны.27) Горизонтальная черта на палубе, проведенная у основания мачты, — спущенная рея с парусом. Две линии, идущие с кормы в море, показывают канаты рыболовных снастей, напоминающие изображение рыбной ловли на мозаике из Туниса.28)

В левой части рисунка видны три параллельные линии, вероятно, буруны над отмелью. Поблизости от этих мест обычно происходил лов некоторых пород рыбы. Сюжет рыбной ловли на Боспоре хорошо увязывается с археологическими находками в Северном Причерноморье, подтверждающими, что здесь этот промысел был широко развит.29) В этом районе [188] были найдены грузила для рыболовных сетей,30) остатки сетей,31) челноки для их вязания,32) цистерны для засолки отловленной рыбы.33)

По всей вероятности, эти граффити на штукатурках из Пантикапея (рис. 1, 1; 1, 2) изображают боспорские промыслово-торговые парусные корабли. Этот специальный тип боспорских кораблей, предназначенных для отлова и транспортировки рыбы в прибрежных районах, имел некоторые специфические черты. Он, по-видимому, обладал развитым парусным движителем и нес только одно рулевое весло с правой стороны борта, для того чтобы не мешать лову и не зацеплять при подъеме рыболовные сети. Рулевое весло составлялось из двух бревен, скрепленных вместе, а для поворотов его служил румпель. Корабли имели округлый нос и корму. Бортовой набор этих судов был составлен из пригнанных друг к другу досок.

3. Обломок штукатурки, найденный при раскопках Ю.Ю. Марти в 1940 г. в слое эллинистического времени. Хранится в Керченском Историко-археологическом музее (П-40, № 175, № 33, К-3808)34) (рис. 1, 3). Штукатурка имеет блестящую желтую поверхность, на которой острым предметом сделан схематический рисунок верхней части мачты с реей и парусом. В правой стороне рисунка видна мачта (ютбс;),35) форма которой в виде конуса напоминает воспроизведение мачты на херсонесском рельефе III в. н.э.,36) а также и на других изображениях.37) Центральная, идущая от верха мачты вниз линия изображает, очевидно, конец фала, который служит для спуска и подъема реи и который можно проследить на различных рисунках древних кораблей.38)

В верхней части мачты нарисовано круглое колесико блока, выше которого расположен топ мачты. Аналогичные изображения верхней части мачты с блоком имеются на римских мозаиках.39) Ввиду небольших размеров круга мы больше склоняемся к тому, что это блок, хотя не исключена возможность, что здесь нарисован марс — площадка для наблюдателя на верху мачты, изображение которой встречается также очень часто.40)

Поперек мачты идет рея, причем с левой стороны она сохранилась на большую длину, но, по-видимому, не целиком. Если в качестве эталона для наблюдений взять отношение диаметра мачты в месте ее соприкосновения с реей к половинной длине реи, то оно будет выражено цифрой 1:20. Диаметр мачты на рисунке укладывается в длине левой половины 19 раз. Следовательно, где-то рядом рея должна оканчиваться.

Мы бы хотели обратить внимание на возможность использования диаметра мачты корабля в некоторой мере в качестве масштаба при реконструкции размеров судна. Можно предполагать, что диаметры мачт для одинаковых типов кораблей определенной эпохи не могли сильно отличаться друг от друга, так как мачты изготовлялись из одного цельного ствола дерева, часто из одних и тех же смолистых пород строевого леса.41)

Не менее важен вопрос о достоверности и соразмерности частей изображений, который заслуживает специального исследования. Здесь мы хотели бы только отметить, что этот вопрос поддается изучению. Возьмем [189] для примера изображение на чернолаковом килике VI в. до н.э. мастерской Эксекия,42) где нарисован корабль с плывущим Дионисом в окружении дельфинов. Попробуем обратиться к изображению дельфинов. Как известно, за две с половиной тысячи лет последние не изменили сколько-нибудь заметно пропорции своего тела, что можно проверить, сличив с помощью измерителя соотношение частей тела дельфина на современной фотографии43) с рисунком Эксекия. У нас не возникает сомнения, что художник пытался точно передать внешний вид и пропорции частей тела животного, которые не выходят из нормы.

Следовательно, можно с некоторой уверенностью утверждать, что внешняя форма и соотношение частей корабля также достоверны, т.е. все части корабля изображены в одном и том же масштабе. Если все части корабля уменьшены в одно и то же число раз, то, зная этот масштаб, мы могли бы реконструировать подлинные размеры корабля. Ключом к решению этого вопроса, как мы уже указывали выше, является довольно стандартный диаметр мачты.

Рассматривая изображение древних кораблей, можно прийти к заключению, что реи на этих судах могли быть изготовлены из двух отдельных стволов дерева, связанных в нескольких местах у мачты.44) Такая составная рея, на наш взгляд, могла применяться в тех случаях, когда не было в наличии подходящего по длине и прочности строительного материала или при необходимости увеличения длины реи. Следует отметить, что диаметр мачты на корабле из Помпеи45) в длине половины составной реи укладывается до 27 раз. Следовательно, эта рея длиннее одинарной. Как видно на изображении этого же корабля из Помпеи, каждая балка, составляющая рею, комелями заходила за другую почти на половину своей длины и не менее, чем в трех местах, взаимно крепилась канатами. Составная рея делала как бы более надежной центральную рабочую часть, которая передавала в этом месте на мачту воспринятое парусами давление.

Более часто на древних изображениях кораблей можно увидеть рею-однодеревку.46) Такую рею-однодеревку мы видим на данном изображении на штукатурке. К рее при помощи растительных47) или плетеных кожаных канатов48) подвязан парус. На рисунке способа прикрепления паруса к рее не видно, но, как это делалось, мы можем проследить по другим изображениям.49) Для крепления к рее парус имел веревочные кольца,50) кренгельсы и маленькие обмотанные отверстия в парусе — люверсы, в который пропускался крепящий трос51) — слаблин.

Как видно из античных изображений кораблей, большинство основных парусов имело четырехугольную форму.52) На рисунке парус подтянут к рее, в таком положении он образовывал волнообразные гофрированные складки. Подобного рода изображений достаточно много.53)

4. Обломок штукатурки, найденный при раскопках В.Д. Блаватского в 1946 г. в культурных напластованиях не позднее I в. н.э. Хранится в ГМИИ (М-46, ЭР, 1 пл. 16 шт.) (рис. 1, 4). Штукатурка имеет блестящую [190] красную поверхность, на которой сохранился рисунок мачты и такелажа. Мачта прорисовывается одной линией (в центре рисунка), в верхней части имеет блок, аналогичный блоку на рисунке 1, 3. В нижней части мачты видны два троса-растяжки, фиксирующие положение низа — шпора мачты в гнезде. От мачты у блока в обе стороны идут тросы54) — ванты, служащие для крепления мачты с боков. Кроме стоячего такелажа, на наш взгляд, с левой и с правой стороны рисунка идут от блока вниз разветвляющиеся линии снастей бегучего такелажа, наружные топенанты, внутренние фалы. Рея спущена. Можно предположить, что изображенные на рисунке 1, 3 и 1, 4 мачты и паруса принадлежат боспорским торговым кораблям.

5. Обломок штукатурки, найденный при раскопках И.Д. Марченко в 1962 г. в культурных напластованиях II в. до н.э. — I в. н.э. Хранится в ГМИИ (М-62, НЭ, 93 пл. 3 шт.) (рис. 2, 2). Обломок состоит из двух фрагментов, которые удалось склеить. На блестящей красной поверхности острым предметом нарисована кормовая часть судна. В нижней части изображения горизонтальная линия днища, поднимаясь, переходит в кормовую часть судна, верхняя горизонтальная линия обозначает палубу. Линии, идущие между днищем и палубой, указывают на конструктивную особенность перехода скругленного днища судна в борта. С левой и с правой стороны кормы — два рулевых весла корабля, который мы видим на одном помпеянском граффито.55) Весло состоит из веретена и широкой лопасти. Вертикальные линии, прочерченные от палубы корабля до его днища, изображают или весла, или швы бортовой обшивки. Линии выше палубы — такелаж. Судно, изображенное на данном рисунке, по типу следует, по-видимому, отнести также к числу боспорских торговых кораблей.

6. Обломок штукатурки, склеенный из двух фрагментов. Найден при раскопках И.Д. Марченко в 1959 г. в слоях I в. до н.э. — I в. н.э. Хранится в ГМИИ (М-59, НЭ, поп. 11 пл. шт. 6) (рис. 2, 3). Штукатурка имеет красную блестящую поверхность, на которой сохранился рисунок бортовой части судна.

Внизу рисунка полукругом обозначено днище корабля, вверху борта над днищем изображена конструктивная балка, напоминающая своим очертанием изображение килевой части корабля на римском граффито.56)

Косыми параллельными или пересекающими штрихами прорисованы стенки бортовой обшивки, изображенные подобно бортовой обшивке торгового корабля на граффито из Помпеи.57)

В левой части рисунка видно, как борт, загибаясь вверх, образует корму, а в квадрате на борту — кормовая рубка, которую можно видеть на многих изображениях древних кораблей,58) также заштрихованную по диагонали крест-накрест.59) Высота рубки в соответствии с другими изображениями кораблей60) не превышает высоты бортовой части судна. В верхней части рисунка видна часть паруса, напоминающего парус [191] на корабле «Европа».61) Прямые и прогнувшиеся свисающие линии изображают снасти бегучего такелажа. В правой части рисунка, над кормой, и в левой части — от кормовой будки к борту, штукатурка в некоторых местах соскоблена. Эти царапины относятся к более позднему времени. Изображенное на этом фрагменте судно принадлежит, по-видимому, к тому типу боспорских торговых кораблей, который был выделен и охарактеризован И.Д. Марченко62) и который можно сопоставить с изображением кораблей на рисунках в керченских склепах.63)

7. Обломок штукатурки, найденной при раскопках И.Д. Марченко в 1962 г. в слоях II в. до н.э. — I в. н.э. Хранится в ГМИИ (М-62, НЭ, 93 пл. 3 шт.) (рис. 2, 2). Штукатурка имеет блестящую красную поверхность, на которой острым предметом начертан рисунок судна. На изображении четко видно, как линия днища переходит в носовую или кормовую часть судна.

Низкая палуба и отсутствие рулевых весел позволяют утверждать, что это носовая часть судна, хотя не исключена возможность, что здесь изображена кормовая часть судна. В пользу этого свидетельствует установленное на нем древко с флажком,64) а также направление флажка за корму.

Между горизонтальной линией палубы и днищем видна конструктивная линия перехода днища в борт. В правом углу рисунка параллельными наклонными линиями вниз изображены, вероятнее всего, весла. Здесь же на палубу спускаются ванты, выше — трос штага, оба служащие для удержания мачты в вертикальном положении.

На палубе, как раз над тем местом, где горизонтальная линия днища начинает закругляться и подниматься вверх, возвышается левая стенка сооружения, как мы предполагаем, башни, изображенной в профиль в виде двух квадратов, поставленных друг на друга.

Нижний квадрат сооружения ограничен с боков двумя вертикальными, немного прогнутыми вовнутрь стенками, над которыми с двух сторон нависают края горизонтального перекрытия. Высота нижней части башни равна высоте борта судна, ее ширина на 1/7 больше ее высоты. На перекрытии нижней части башни располагается уступом меньшая верхняя часть башни. Высота центра нижней и верхней частей башни вместе взятых на 1,6 раза больше высоты борта этого судна, что, как нам кажется, исключает возможность рассматривать это сооружение как рубку.

Возможно, что здесь изображен корабль, идущий на фоне маяка. Известны подобные изображения кораблей времени Северов,65) где за носовой частью судна виден маяк Остийской гавани. Правда, в отличие от двухступенчатого сооружения на рисунке 2, 2 башня остийского маяка трехступенчатая.

Можно также выдвинуть и другое предположение: что сооружение, изображенное на рисунке, является вытяжным устройством над трюмом, [192] где перевозится большое число рабов (о вывозе рабов из Танаиса сообщает Страбон66)). Трюм должен быть все время открыт для доступа воздуха, передачи пищи и постоянного наблюдения за происходящим внутри. В то же время он должен быть защищен от волн и при поднятом трапе недоступен для выхода изнутри.

Не исключена также возможность, что перед нами грузовое судно, перевозившее по морю осадные машины. Однако, скорее всего, следует думать, что рисунок изображает военное судно со специальным осадным приспособлением. Полибий сообщает, что при осаде Ахардины в 214 г. до н.э. для штурма стен города со стороны моря на кораблях были использованы подвижные лестницы-самбуки.67)

Афиней, описывая корабль, сооруженный Гиероном Сиракузским, рассказывает, что «было на нем 8 башен, величиной соответствовавших размерам корабля: две башни на корме, столько же на носу и остальные в средней части корабля. На каждой башне были укреплены две балки, а на них висели корзины, из которых можно было сбрасывать камни на подплывающих неприятелей. На каждой башне помещалось по четыре вооруженных воина и по два лучника. Вся внутренность башен была полна камней и стрел».68) Вопрос о штурме крепостей со стороны моря с помощью специальных машин, установленных на кораблях, в современной литературе поднимался различными авторами.69)

В изображении, представленном на рисунке 2, 2, следует видеть, скорее всего, именно военное судно, с установленной на нем башней-гелеполой, служившей для штурма крепостей со стороны моря и для морских сражений.

Изображения кораблей на публикуемых фрагментах штукатурки из раскопок Пантикапея дают возможность установить существование на Боспоре во II в. до н.э. — III в. н.э. кораблей нескольких типов: промыслово-торговых, торговых и военно-транспортных. Надо надеяться, что в дальнейшем подводные археологические исследования и изучение изображений кораблей на предметах, находимых при полевых работах, значительно расширят наши знания о типах и классификации кораблей боспорского флота.



1. Обломки античной штукатурки из Пантикапея с изображением кораблей (1-4).


2. Обломки античной штукатурки из Пантикапея с изображением кораблей (1-3).


Примечания

1) Название корабельных частей — современные. В скобках приведены древнегреческие наименования этих частей с ссылкой на авторов.

2) Hom. Il., I, 482; Od., II, 428.

3) F. Benoit. Fouilles sous-marines. L'épave du Grand Congloué à Marseiile. XIV Supplement à «Gallia». Paris, 1961, рис. 73.

4) M. Lawrence. Ships, Monsters and Jonah. AJA, 1962, vol. 66, № 3, рис. l.

5) E. Pfuhl. Malerei und Zeichnung der Griechen, Bd. III. München, 1923, табл. 58, рис. 231.

6) Hom. Il, IX, 241.

7) S. Paglieri. Origine e diffusione delle navi etrusco-italiche. «Studi etruschi», vol. XXVIII. Firenze, MCMLX, 1960, табл. LI, рис. 15, 16.

8) Hom. Il., XV, 717.

9) Eur. Iphig. Aul. I, 237-241.

10) Eur. Iphig. Aul. I, 247-251.

11) Eur. Iphig. Aul. I, 252-257.

12) Eur. Iphig. Aul. I, 273-275.

13) Athen., V, 203c-204d.

14) M. Lawrenсе. Указ. соч., рис. 1.

15) F. Вenoit. Указ. соч., рис. 73; M. Lawrence. Указ. соч., рис. l.

16) E. Pfuhl. Указ. соч., табл. 58, рис. 231.

17) M. Lawrence. Указ. соч., рис. 1.

18) Athen., V, 206d.209a; Vitr., X, I, 1.

19) Hom. Od., III, 281.

20) S. Paglieri. Указ. соч., табл. LI, рис. 15, 16.

21) M. Lawrence. Указ. соч., рис. 1.

22) S. Paglieri. Указ. соч., табл. LI, рис. 15, 16; M.И. Ростовцев. Античная декоративная живопись на юге России. СПб.,1914, табл. XCVIII, 1.

23) Sp. Marinatos. La marine creto-micenienne. BGH, 1933, № 57, стр. 3.

24) M.И. Ростовцев. Указ. соч., табл. XCVIII, l.

25) Athen., V, 203c-204d.

26) Н. Боголюбов. История корабля, т. I. М., 1879, стр. 58; Б.Г. Петepс. Парусное вооружение древнегреческих судов. «Историко-археологический сборник». М., 1962, стр. 134.

27) Б.Г. Петерc. Указ. соч., стр. 133.

28) L. Fоuсher. Inventaire des Mosaiques. Tunis, 1960, табл. XXXV, рис. 57, 159; табл. XLVI, рис. 57, 204.

29) В.Д. Блаватский. Античная археология Северного Причерноморья. М., 1961, стр. 43-44; В.Д. Блаватский, О вывозе понтийской рыбы в Афины. «Историко-археологический сборник», стр. 129-131.

30) И.Д. Марченко. К вопросу о боспорских торговых судах. СА, 1957, № 2, стр. 232; Н.А. Онайко. О фанагорийских грузилах. МИА, № 57, 1956, стр. 154.

31) M.M. Кобылина. Фанагория. МИА, № 57, 1956, стр. 93.

32) И.Т. Кpугликова. Работы Восточно-крымского отряда в 1957 г. КСИА, вып. 78, 1960, стр. 67, рис. 23, 1-5.

33) В.Ф. Гайдукевич. Боспорское царство. М.–Л., 1940, стр. 171, 173.

34) Об этом обломке с изображением корабля, хранящемся в фондах Керченского музея, мне любезно сообщила Е.М. Алексеева, которой я приношу свою благодарность.

35) Ноm. Od., XV, 289.

36) Г.Д. Белов. Херсонесские рельефы. ВДИ, № 3-4, 1940, стр. 270.

37) F. Benoit. Указ. соч., рис. 73.

38) F. Benoit. Указ. соч., стр. 124, рис. 73; А.П. Шеpшов. К истории военного кораблестроения. М., 1952, стр. 38, рис. 15; S. Fоuсher. Указ. соч., III, стр. 172, рис. 479.

39) S. Fouсher. Quelques remarques sur la navigation antique. «Atti det II Congresso Internazionalide Archeologia sottommarina», Alberga, 1958, стр. 362, рис. 2, 3.

40) F. Benoit. Указ. соч., стр. 124, рис. 73; А.П. Шершов. Указ. соч., стр. 18, рис. 3; стр. 36, рис. 14; E. Pfuhl. Указ. соч., III, табл. 14, рис. 64, 65; В. Graser. Die Ältesten Schiffsdarstellungcn auf antiken Münzen des Museums zu Berlin. «Jahresbericht über das Köllnische Gymnasium für das Schuljahr 1869—70», Berlin, 1870, табл. А, рис. 2i, 3i, табл. В, рис. 4i.

41) Hom. Od., II, 423; Pоlуb., V, 89.

42) E. Pfuhl. Указ. соч., табл. 58, рис. 231.

43) БСЭ, 1950, т. 4, стр. 452, «Белобочка».

44) В. Graser. Указ. соч., табл. А, рис. 1i; Sp. Marinatos. Указ. соч., рис. 6 (слева).

45) Sp. Marinatos. Указ. соч., рис. 6 (слева).

46) E. Pfuhl. Указ. соч., табл. 58, рис. 231; стр. 172, рис. 479.

47) В.Д. Блаватский. О боспорском ремесле IV—I вв. до н.э. СА, XXIX-XXX, 1959, стр. 54-55; И.Д. Марченко. К вопросу об античных тканях из растительного волокна. ВДИ, № 4, стр. 173-175.

48) Hom. Od., II, 423-426.

49) E. Pfuhl. Указ. соч., табл. 58, рис. 231.

50) Там же, табл. 45, рис. 193.

51) Там же, табл. 58, рис. 231.

52) Там же, табл. 58, рис. 231; табл. 67, рис. 259.

53) В. Graser. Указ. соч., табл. А, рис. 2i,3i; табл. В, рис. 6i; А.П. Шершов. Указ. соч., стр. 18, рис. 3; стр. 36, рис. 14; G. Paglieri. Указ. соч., рис. 7.

54) Hom. Od., II, 423-426.

55) F. Вenoit. Указ. соч., рис. 73.

56) F. Benoit. Указ. соч., стр. 124, рис. 73.

57) Там же, стр. 124, рис. 73.

58) M. Lawrenсe. Указ. соч., рис. 1; И.Д. Mapчeнко. К вопросу о боспорских… судах, рис. 1, 2, 7.

59) J. Boardam. A greek vase frorn Egypt. JHS, 1958, № 78, табл. XV, рис. С.

60) S. Сasson. The Ancient Marines. New York, 1959, рис. 14в; А.П. Шeршов. Указ. соч., рис. 14.

61) F. Benоit. Указ. соч., стр. 124, рис. 73.

62) И.Д. Марченко. К вопросу о боспорских… судах, стр. 237.

63) Альбом рисунков. ОАК, VI, 1882—1898, СПб., 1906, рис. 392; M.И. Ростовцев. Указ. соч., табл. XCVIII, 1.

64) M. Lawrenсe. Указ. соч., рис. 1.

65) S. Сasson. Указ. соч., рис. 12.

66) Strabo, XI, 23; ср.: А.И. Болтунова. Ранний Танаис (III—II вв. до н.э.). «Археологические раскопки на Дону». Ростов-на-Дону, 1962, стр. 89.

67) Polyb., VIII, 6.

68) Перевод Афинея взят из кн. «Эллинистическая техника». М.–Л., 1948, стр. 342.

69) А.В. Болдырев, Я.М. Боровский. Техника военного дела и мореходство. «Эллинистическая техника», стр. 301; В.Д. Блаватский. Очерки военного дела в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1954, стр. 60; А. Бардон. Образование древних народов, ч. II. СПб., 1795, стр. 69, табл. 44.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru