Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


К разделам: Греческий мир | Малая Азия

(171/172)

Маринович Л.П., Кошеленко Г.А.
Археологические работы последних лет в Малой Азии*)

Вестник древней истории, 1967, № 1.
(171/172) – граница страниц.

Раскопки Сард1) продолжались в широких масштабах. Большие работы велись на акрополе, хотя изучение его связано с определенными трудностями (эрозия почвы, повредившая во многих местах археологические слои, а также значительное строительство в ранневизантийское время, при котором зачастую стремились дойти до скального грунта, что приводило к разрушению более ранних построек). В ряде мест обнаружены отдельные участки лидийских слоев. Выяснилось, что башня и примыкающая к ней крепостная стена, сложенные из прекрасных мраморных блоков, относятся не ко времени Антиоха III, как полагали прежде,2) а к значительно более ранней — лидийской — эпохе. Эта передатировка была произведена на основании сравнения техники, использованной при постройке этих сооружений, с техникой строительства погребальных камер лидийского царского некрополя. Среди отдельных находок на акрополе следует упомянуть бронзовое украшение в форме припавшего к земле кабана, чернофигурную аттическую вазу примерно 560 г. до н.э., прекрасный рельеф с изображением крылатого коня, видимо, украшавший одно из зданий цитадели. Найдено очень много наконечников стрел, очевидно, оставшихся со времени штурма Киром акрополя в 547 г. до н.э. Был обнаружен и частично исследован туннель, ведущий с северного пика акрополя вниз. Назначение и дата его еще твердо не установлены.

Большие работы продолжались в торгово-ремесленном квартале VII—III вв. до н.э. (к югу от современной дорога на Салихли). В отличие от агоры этот район очень благоприятен для раскопок, так как в римское и византийское время здесь не было больших зданий. Значительная территория (около 450 м2) вскрыта до уровня VI в. до н.э. На этом уровне найдены многочисленные остатки фундаментов небольших зданий, вероятно, лавок. Стены их были, очевидно, из тростника, обмазанного глиной, а крыши — соломенными. Эти непрочные здания стали легкой добычей пожаров при нападении ионян и афинян на Сарды во время восстания 499 г. до н.э. Установлено, что весь район окружала каменная стена с воротами, фланкированными двумя небольшими помещениями. Ремесленная деятельность в этом квартале носила достаточно разнообразный характер: здесь производили керамику, глиняные светильники, грузила, ткацкие станки, сырцовые кирпичи; видимо, были и меднолитейные мастерские. Найдено большое количество керамики, как местной, лидийской, так и восточногреческой; афинской и коринфской керамики сравнительно немного. Хорошо заметно, что формами и росписью лидийская керамика копировала греческую. На одной из ваз есть надпись красной краской, согласно Р. Гусмани, — посвящение лидийскому Зевсу. Интересна также резная кость с изображением грифона в скифском зверином стиле. Прекращение ремесленной и торговой деятельности в этом районе приходится на конец III в. до н.э. и, очевидно, связано с осадой Сард войсками Антиоха III и последующей перестройкой, от которой сохранились, в частности, семь дорических капителей, относящихся к перитистильному дворику дома эллинистического времени. (172/173)

Ниже слоев VII—III вв. до н.э. на всей раскапывавшейся территории обнаружен мощный слой пожарища с большим количеством протокоринфской керамики. Возможно, это следы одного из киммерийских нападений на Сарды.

В двух местах на этом раскопе было решено дойти до материка, достигнута глубина в 12 м от современной поверхности.

В обоих случаях обнаружена серия культурных слоев, перемежающихся речными отложениями. В самом нижнем слое открыты пол и стена хижины, сделанная из тростника. Под полом найден лежавший на боку пифос, горло которого прикрывала крышка. В нем находились обуглившиеся кости, что, очевидно, свидетельствует о кремации. Вероятная дата пифоса — конец бронзового века. Это первое погребение подобного типа, открытое в западной части Малой Азии.

Раскоп «Северный Пактол», работы на котором начались в 1960 г., находится на восточном берегу реки. Здесь исследовались главным образом слои, датируемые временем от 547 до 213 гг. до н.э., хотя в некоторых местах есть и более ранние находки. Одной из них является фрагмент восточногреческого дейноса примерно 650 г. до н.э. с изображением гоплита на корабле, плывущем по морю среди дельфинов. Этот район в лидийское и персидское время был жилым. Раскопано значительное число зданий, напоминающих по своему характеру здания ремесленно-торгового квартала. Несколько хорошо сохранившихся домов было вскрыто в 1964 г. в северной части раскопа. Дома имеют два уровня полов с отчетливыми следами двух пожаров, вероятно, связанных с событиями 547 и 499 гг. до н.э. В слое VI—IV вв. обнаружены остатки массивной каменной стены, назначение которой пока еще не ясно. Среди находок — терракоты, изображающие Потнию терон, два глиняных льва, ольпа с изображением юноши, играющего на лире, амфора с сатиром и менадой, маленький лев из горного хрусталя. Последняя находка вместе с большим количеством мелких осколков горного хрусталя заставляет думать, что здесь находилась мастерская ювелира или резчика печатей.

Новые интересные данные были получены при исследовании синагоги. Установлено, что в позднеэллинистическое и раннеримское время эта территория была занята некрополем. На глубине пяти метров ниже пола синагоги найдено несколько черепичных гробниц. Под погребениями находятся остатки какого-то небольшого здания с мраморными ступенями. Позднее, примерно в 200 г. н.э., здесь строится синагога, подвергшаяся значительной перестройке на рубеже V—VI вв. В VI в. восточный фас синагоги был переделан таким образом, что стал служить фортификационным целям.

При строительстве синагоги использовали большое количество архитектурных: и скульптурных деталей зданий более раннего времени. В числе их — угловая волюта ионийской капители начала V в. до н.э., куски двух прекрасных капителей анта с лесбийским киматием, маленький акротерий от алтаря, две пары сидящих спинами друг к другу мраморных львов V в. до н.э., миниатюрный мраморный храмик с приставными колоннами на фасадной стене и тремя регистрам сцен на боковых и задней стенах, нижняя часть маленькой мраморной коры примерно 600 г. до н.э., статуэтка стоящей между двумя колоннами коры со змеей в руке (около 570 г. до н.э.) и еще одна кора — в богато украшенном платье, также стоящая между колоннами, рядом с которыми тянутся вверх две змеи. Вполне возможно, что все три коры воспроизводят образ Кибелы, богини-покровительницы Сард. Как считают руководители раскопок, наиболее интересной скульптурной находкой в сезоне 1965 г. была мраморная статуэтка льва раннеархаического времени, обнаруженная в фундаменте синагоги. Все эти скульптурные и архитектурные детали говорят о высоком уровне и даже некоторой изысканности искусства Сард в лидийское и персидское время. Упомянем также о находке большой базы с прекрасной греческой надписью — посвящением императору Каракалле от Сард, «метрополии Азии и всей Лидии».

Рядом с синагогой открыто несколько лавок византийского времени, в том числе одна двухэтажная, как свидетельствуют остатки ведущей наверх лестницы.

На территории гимнасия велись главным образом реставрационные работы. В этом районе обнаружены мощные сводчатые субструкции палестры, относящиеся к тем перестройкам города, которые были произведены после землетрясения в 13 г. н.э., мозаичный пол в одном из помещений IV в. до н.э. и мраморный пол в здании V в. н.э.

Продолжалось исследование лидийского царского некрополя на Бин-тепе. Работы велись способом прокладки в массиве холма штреков, для чего были привлечены инженеры и рабочие-шахтеры. Был открыт ряд древних проходов, которые дослужили археологам путеводной нитью при дальнейших работах. Туннели эти сделаны, видимо, на протяжении сравнительно короткого промежутка времени (возможно, конец I — начало II в.). Высота их — 1,75-1,80 м, ширина — 0,70 м. Туннели образуют сложную систему, исследование которой еще только начато, хотя пройдено уже более 130 м. В одном месте стеной туннеля оказалась мощная крепида, благодаря чему стало ясно, что курган имеет два периода существования. В более ранний период он был ограничен этой (173/174) крепидой, имея в диаметре около 90 м, позднее его диаметр достиг 210 м. Крепида, или, как ее называют археологи, «лидийская стена», прослежена на 45 м. На камнях в 10 различных местах обнаружены глубоко вырезанные знаки, которые Д. Ганфманн предположительно интерпретирует как монограмму имени «Гу-гу», связывая его с нечестным лидийским царем VII в. до н.э. Гигом. Вполне возможно, что курган с крепидой начали возводить еще при жизни царя, после же его гибели в битве с киммерийцами была построена погребальная камера и холм значительно увеличен. Этим, по мнению Д. Ганфманна, объясняются два периода в строительстве кургана. Однако только дальнейшие работы смогут подтвердить правильность этих предположений.


Рис. 1

В Эфесе3) австрийская археологическая экспедиция, возобновившая изучение города в 1960 г.,4) продолжала работы в больших масштабах. Одним из важных объектов раскопок был Пританей и примыкающая к нему территория. Установлено, что основная часть сооружений Пританея была возведена в августовское· время; остатков Пританея эллинистического времени в этом районе не найдено. Таким образом, вопрос о месте его в лисимаховскую эпоху остается открытым. В комплекс Пританея входят зал, посвященный Гестии Булейе, со священным очагом, два двора и пропилеи с дорической колоннадой. В стену зала вделан герм мужчины (рис. 1). Некоторые части Пританея были позднее перестроены в более роскошном стиле. На территории, соединяющей Пританей и одеон, раскопаны остатки обширного подия со ступенями на восточной стороне. На нем возвышались два героона (небольшие тетрастиль и простиль) также августовского времени. Руководитель экспедиции Ф. Эйхлер полагает, что, поскольку в Пританее не было найдено какого-либо отдельного помещения для заседаний буле, совет собирался в одеоне.

К югу от Пританея еще раньше были обнаружены колонны, которые, как стало ясно теперь, относятся к трехнефной базилике середины I в. н.э. Сохранился блок фриза с буквами ΒΑΣΙΛ… Две колоннады центрального нефа имели капители в виде бычьих голов. Среди отдельных находок в этом районе следует отметить четыре портретных головы, три из которых датируются августовским временем, одна — V в. н.э.

Еще южнее открыта большая площадь. Это уже вторая известная в Эфесе агора. (Первая расположена неподалеку от гавани.) В отличие от первой, имевшей торговый характер, вторая агора, видимо, являлась общественным центром города. Здесь найдены остатки каких-то ступеней и мраморная скамья, а также ряд фрагментов скульптуры. Установлены размеры агоры в направлении с запада на восток — 160 м. Вдоль южной стороны агоры прослежена улица, в месте пересечения которой с поперечной улицей открыты ворота с четырьмя колоннами дорического ордера. Установлено, что в архаическое время на месте будущей агоры находился некрополь. Керамика из погребений относится ко второй половине VI в. до н.э. Среди находок с некрополя упомянем также три каменных и два деревянных саркофага. В византийское время агора была застроена домами.

Другим большим районом раскопок были дома, примыкавшие к улице «Куретов». Новые работы показали, что направление этой улицы не совпадает с общей схемой планировки города. Эфес был спланирован по системе Гипподама, с четкой сеткой прямоугольных квадратов, улица же «Куретов» идет наискось, в направлении с северо-запада на юго-восток. Она не подходит вплотную к агоре, а оканчивается на небольшой площади к востоку от нее, возле храма Домициана. Продолжались раскопки двух больших (174/175) домов к югу от улицы «Куретов». Оба здания были возведены в конце I в. до н.э., но неоднократно перестраивались. Помещения, примыкавшие к улице, представляют небольшие сводчатые открытые комнаты, большинство — с подвалами. Вероятно, это были лавки. В более восточном из исследовавшихся домов обнаружены остатки прекрасной настенной живописи декоративного характера. Здесь же найдены рельеф с изображением двух эротов и головка маленькой женской статуэтки. Еще интереснее оказался второй дом. Одна из комнат его предназначалась для погребального культа. У входа в нее стоит столб, на котором изображена змея, а в стену были вделаны три рельефа со сценами погребальной трапезы. В соседней комнате открыты два слоя настенной живописи. От нижнего, датируемого серединой I в. н.э., сохранилось прекрасное изображение Сократа (рис. 2), от верхнего — Музы на белом фоне. В стене была сделана ниша, в которой стояла статуя Артемиды в две трети натуральной величины (рис. 3). Жизнь в этом районе города прослежена до VIII в.


Рис. 2

Особенно важным результатом раскопок 1965 г. признается открытие алтаря храма Артемиды, который безуспешно искали австрийская экспедиция в 1895 г. и английская — в 1904 г.

В 1963 г. возобновились работы в Милете.5) Самые ранние слои обнаружены на территории к югу от храма Афины. Здесь в слое пожара XIII в. до н.э., содержащем много микенской керамики, открыта стена с башней, выступающей за гладь ее. Стена тянется в направлении с северо-запада на юго-восток. К северу от нее найдены остатки дома тоже микенского времени и южная часть городской стены эллинистического Милета.

Интересные данные были получены при исследовании так называемого «малого», или «древнего», храма Афины, который на основании прежних раскопок датировался временем после Греко-персидских войн.6) Однако новые работы показали, что его можно отнести к еще более раннему времени, а именно, ко второй половине VII в. до н.э. Храм лежит на тонком слое геометрического времени, ниже которого следует также слой пожара XIII в. до н.э. Среди отдельных находок выделяется прекрасный бронзовый рельеф VII в. до н.э. Круглый по форме (диаметр 30 см), он имеет в центре изображение «древа жизни», по обе стороны которого стоят бык и лев, а в экзерге изображена борьба льва с быком.

Работы проводились, кроме того, на южном раскопе, пересекающем стену. Установлено, что стена эта — позднеэллинистическая. В старом раскопе Виганда (между городской стеной и круглой церковью) найдены стены дома VII — VI вв. до н.э. Датируются они расписной керамикой, которая является впервые обнаруженным местным вариантом- керамики родосского стиля.

Знаменитое святилище Аполлона в Дидимах раскапывалось немецкой археологической экспедицией в 1904—1914 и 1924—1938 гг. Объектом ее исследований был храм эллинистического времени, результаты раскопок которого были опубликованы в 1941 г.7) Во время этих работ встречались и находки более раннего времени, но систематически они не изучались. Целью начатых в 1962 г.8) раскопок были поиски остатков святилища, предшествовавшего эллинистическому храму. Для работ были выбраны два участка — внутри адитона и возле юго-западного угла храма. Раскопки на первом участке доказали наличие здесь адитона раннеархаического времени. Руководители экспедиции полагают, что наиск внутри адитона был возведен одновременно с ним и что в этот же комплекс входит священный источник. Адитон архаического времени, видимо, был близок по своему устройству более позднему, в (175/176) частности, он также имел широкую лестницу. При исследовании второго участка вскрыты остатки стой конца VII в. до н.э. Колонны ее, очевидно, были деревянными.


Рис. 3

Кроме того, было проведено несколько разведочных траншей, которые попали на остатки зданий римского и византийского времени, в том числе на византийскую церковь. Фундаменты церкви прорезали большой водосток эллинистического времени, сложенный из камней, которые, по-видимому, происходят из разрушенного храма доперсидского времени. Среди отдельных находок следует особо отметить фрагменты маленького вотивного рельефа с изображением Аполлона Филесия и статуэтку Артемиды в одну треть натуральной величины.

Итальянская экспедиция под руководством Д. Леви начала работы в Иасосе.9) Основной задачей их является исследование памятников доэллинского времени, но поскольку их вскрытие невозможно без раскопок верхних слоев, изучаются и остатки античной эпохи. В античное время Иасос не был крупным центром и славился только своим рыбным рынком. Раскопки ведутся как на острове, где находилась основная часть города, так и на материке.

На острове изучается театр, сохранность которого достаточно хороша. Так, в частности, сохранились проскений римского времени и две внешние лестницы ведущие наверх. К югу от театра обнаружены мощеная улица и несколько расположенных вдоль нее домов. Улица эта была проложена в эллинистическое время, когда производилась значительная перепланировка города. На большие градостроительные работы указывают также остатки подпорной стены, системы водостоков и др. Установлено, что этот район Иасоса был жилым с VII в. до н.э. вплоть до римского времени. Исследовались также городские укрепления. Открыта стена архаического времени, окружающая вершину холма. Уровень ее постройки далек от совершенства, башни расположены нерегулярно. Позднее гораздо ниже, уже у моря, была построена другая крепостная стена. У восточных ворот найдена надпись, в которой упоминается Зевс Мегистос. Уже вне пределов стен обнаружен алтарь, посвященный неким Меном Асклепию Апобатерию. На склоне холма, недалеко от его вершины, открыта раннехристианская базилика с геометрическими мозаиками V—VI вв. Известна еще одна базилика — неподалеку от ворот. Для ее строительства были использованы архитектурные детали эллинистического времени.

На агоре начаты раскопки Булевтерия римского времени с прекрасно сохранившимися мраморными стенам и полами. Исследование слоев раннего времени затруднено особенностями местности — на скальном грунте каждое новое строительство обычно сопровождалось уничтожением более ранних построек. Тем не менее можно думать, что место это было обжито уже в эпоху халколита, как об этом свидетельствуют находки лепной керамики и прекрасного кремневого топора. (176/177)

Производились раскопки и на материке. Здесь обнаружены остатки укреплений и домов сельского типа. Один из них вскрыт полностью. Он состоял из двух изолированных помещений — прямоугольного и овального, которое перекрывал ложный свод. Раскопки на некрополе показали, что захоронения охватывают время от халколита до раннего эллинизма. Вскрыт ряд могил халколитической эпохи, обычно прямоугольных. Сосуды, как правило, помещались в головах погребенных, но иногда и в ногах. Погребальный инвентарь наряду с керамикой включает кремневые ножи, медные топоры, кольца, подвески, мраморные сосуды. В одном из раннеэллинистических погребений найдены прекрасные золотые украшения. В римское время на территории некрополя находилась мастерская по производству масла, а в византийское — какое-то здание, апсидальное в плане.

Продолжались раскопки Афродисии,10) этого важного центра Карии. Основным объектом работ по-прежнему был храм Афродиты, перестроенный в начале византийского времени в церковь.11) Исследования проводились как внутри храма, так и вне его. Выяснилось, что при перестройке храма в церковь многие элементы его были оставлены в своем первоначальном виде, благодаря чему удалось восстановить первоначальный план храма. Это ионийский периптер, на фасовой и задней сторонах которого было по 8, а на боковых — по 13 колонн. В его внутреннем устройстве отмечается любопытная особенность: храм имел пронаос и целлу, но был лишен опистодома. Храм был построен в конце II или в I в. до н.э., а не во II в. н.э., как это ранее предполагали. Глубокие зондажи внутри него привели к вскрытию грубой раннеэллинистической мозаики. Вполне возможно, что она относится к другому, более раннему храму. Имеются многочисленные следы того, что это место было обжито уже с VII в. до н.э. — в траншеях обнаружено большое количество керамики начиная с этого времени. Три терракотовые статуэтки, две — типа сидящей богини — и протома, датируемые третьей четвертью VI в. до н.э., позволяют думать, что уже в это раннее время данное место было как-то связано с культом Афродиты.

К югу от храма обнаружены три фрагмента колоссальной статуи Афродиты. У нее сбито лицо, отсутствует прическа, отбиты руки. К северу от храма велись раскопки дома византийского времени, вскрыт квадратный перистильный двор. Среди сделанных в этом доме находок интересны две капители пилястр, в центре которых находятся изображения женских фигур, обрамленные аканфовыми листьями (на одной — Афродита, на другой — задрапированная женщина с патерой в руке).

Другим объектом раскопок был одеон (рис. 4). Он довольно сильно пострадал от огня, но одна из сторон сохранилась почти целиком, что позволяет представить общий облик одеона. Он имел 9 рядов мраморных сидений примерно для 1400 или несколько большего числа зрителей. Пол орхестры покрывала прекрасная мозаика. Портик за скеной состоял из двух рядов колонн, внутренних — коринфских, внешних — ионийских. В портике найдено несколько статуй, среди которых выделяются два портретных изображения. Одно — Клавдии Антонии Тацианы, благодетельницы города; статуя подписана скульптуром Александром, сыном Зенона. Второе — известного афродисийца Демеция Диогена, представленного в жреческом головном уборе, который украшен бюстом богини Афродиты и другими изображениями (рис. 5). Можно полагать, что одеон был построен во II в. н.э. Кроме уже отмеченных в этом районе был найден еще ряд статуй, но все они гораздо худшей сохранности. Среди них — статуя Александра Дескайоса III в. н.э., судя по стихотворной надписи.

Начаты раскопки на акрополе, где заложены пробные траншеи, позволившие определить место театра. Открыт пол орхестры театра с несколькими сводчатыми проходам под ним. Найдено несколько крупных блоков с надписями, на одном из них вырезано имя Зоила, на другом изображена голова мужчины в шлеме.

После длительного перерыва возобновлено изучение терм (в очень ограниченных масштабах они раскапывались в 1904—1905 и 1937 гг.). Вскрыт кальдарий и ряд подземных помещений. В них обнаружено много обломков скульптуры (интересна мужская голова траяновского времени) и куски мраморных плит с буквами — остатки каких-то монументальных надписей.

Продолжались также работы в большом здании IV—V вв., условно названном «дворцом епископа». Вполне возможно, что это предположение верно, так как среди находок была печать с греческой надпись «митрополит Карии». (177/178)


Рис. 4

Возле Кандира12) (к северу от Измита) найдены три герма, изображавшие времена года. Они, видимо, относились к декору какого-то здания.

Два кургана эллинистического времени раскопаны в окрестностях Болу.13) Один из них имел длинный дромос и выложенную камнями погребальную камеру. Во втором находился каменный саркофаг, стоявший на каменных плитах. Погребальный инвентарь представлен двумя серебряными сосудами и украшениями — золотым медальоном, браслетами, кольцами и ожерельем.

Курос архаического времени был обнаружен при строительных работах в Эрдеке.14)

В районе некрополя Даскилиона15) найдены три надгробные стелы грекоперсидского стиля. Изображения на всех стелах располагаются в два регистра. На первой стеле в верхнем ряду представлена процессия, в нижнем — саркофаг на колеснице, за которой идут два одетых в туники человека; на стеле есть арамейская надпись. На второй стеле изображены колесница, а под ней — сцена пиршества, в которой участвуют бородатый мужчина и женщина с короной на голове. Сохранность третьей стелы гораздо хуже, но можно рассмотреть процессию всадников и сидящую женщину.

Работы в Пергаме16) были сконцентрированы в районе Асклепиэйона. К востоку от него обнаружены эллинистические слои и остатки каких-то сооружений для снабжения водой. Среди отдельных находок интересны клад тетрадрахм и бронзовые вотивные таблички.

В 1964 и 1965 гг. Э. Акургал производил раскопки некрополя Питане (Чандарли).17) Некрополь датируется VIII—IV вв. до н.э., более поздние слои его, вероятно, разрушены. Большинство погребений окружено кольцом из камней, а над ними насыпана земля — нечто вроде небольшого кургана. В равной мере встречаются как обряд трупоположения, так и обряд кремации. Погребальный инвентарь составляет керамика различных типов (североионийская, родосская, коринфская, аттическая, хиосская) .

В Кимах18) проводилось исследование гавани. Обнаружены два мола, которые защищали две городские гавани от северных ветров. Южный мол имеет длину более 220 м и ширину более 40 м, он сложен из тесаного камня на фундаменте из булыжника. Хорошо выделяются три перестройки этого мола, датируемые VI в. до н.э., эллинистическим (Эвмен II) и римским временем. Более северный мол изучен хуже, но, по всей вероятности, он имел тот же характер и историю. (178/179) Исследователи считают, что относительный подъем уровня моря в атом районе равен 1,6 м.


Рис. 5

Небольшие работы были произведены Акургалом летом 1964 г. в Фокее.19) Раскопки велись неподалеку от храма Афины, но основной целью работ была реконструкция храма. Обнаружено большое количество его архитектурных фрагментов — барабаны колонн, части ионийских капителей и капителей анта, черепица.

Раскопки в Эpumpах20) начались в 1964 г. под руководством Э. Акургала и директора Измирского музея X. Гюльтекина. Был открыт театр на склоне одного из холмов. Отмечены остатки мола на южной стороне гавани. На акрополе найден клад вотивных приношений в храм, разрушенный персами в 545 г. до н.э. Среди находок — украшения из золота, серебра и слоновой кости, киприотские и ионийские архаические терракотовые статуэтки. Из статуэток выделяется ионийская кора в хитоне, датируемая примерно 560 г. до н.э.

В 1963 г. началось исследование Теоса.21) Заложенные в нескольких местах пробные раскопы дали материал от 600 г. до н.э. вплоть до позднеримского времени. На некрополе найдено несколько терракотовых саркофагов клазоменского типа и мраморный торс начала V в. до н.э. Частично вскрыт театр, при раскопках которого открыто несколько новых надписей и рельефов. В 1964 г. работы продолжались в районе храма Диониса Сетаниоса, где обнаружены стена теменоса и часть фриза с изображением борьбы лапифов с кентаврами.

После длительного перерыва в 1964 г. возобновились работы в Миунте.22) (Небольшие раскопки провел здесь в 1908 г. Виганд.) На храмовом холме обнаружены остатки неоконченного ионийского храма. На нижней террасе расположен более ранний храм, рядом с которым найдены (179/180) новые фрагменты его фриза (ранее найденные Вигандом хранятся в Берлинском музее23)). Полагают, что фриз был расположен в верхней части внешней плоскости стен наоса.

В Ксанфе24) после того как французская археологическая экспедиция закончила раскопки в городе, главным объектом ее работ стало расположенное неподалеку от него (в 2,5 милях к юго-западу, на противоположном берегу реки) святилище — Летоон. Святилище это было довольно широко известно в античную эпоху — упоминания о нем сохранились у Страбона, Диодора, Аппиана, Овидия. В XIX в. его исследовал ряд ученых — Хоскин, Страттом, Форбс, Ниманн, в XX в. посетили Каллинка и Бин.

Основные работы концентрировались вокруг храма, который стоит на краю скальной террасы, возвышающейся над болотистой равниной. Храм — позднеэллинистического времени, представляет собой ионийский периптер. Множество архитектурных деталей, грудами лежащих на стилобате храма, видимо, позволит не только реконструировать его общий вид, но и частично восстановить сам храм. В 1965 г. экспедиция приступила с помощью подъемных механизмов к разборке блоков. Несмотря на значительную сложность этой работы (каждый блок весит 2-3 тонны) убрано уже около 90 блоков, которые затем будут использованы при реконструкции храма. На основании имеющихся материалов уже сейчас ясно, что в архитектуре храма было много общего с эллинистическими храмами Эгейского побережья. Среди архитектурных деталей интересна сима, по обе стороны львиной маски которой изображены листья аканфа, из которых вырастают двойные волюты (рис. 6). Любопытной особенностью в планировке храма является отсутствие опистодома. В интерьере целлы интересны приставные колонны вдоль стен и одна-четвертные колонны в углах. Внутренний фриз оформляли пальметты.


Рис. 6

Раскопки проводились и на террасе вокруг храма. К востоку от него найдены фундаменты, возможно, второго храма. К югу от храма открыты остатки маленькой византийской церкви с мозаичными полами, имеющей вторую апсиду на северной стороне. Церковь была построена, видимо, в VI в., а разрушена во время арабского завоевания. Еще южнее раскапывались остатки комплекса зданий римского времени, построенного над священным источником. Зондаж показал, что и в настоящее время неглубоко от поверхности земли здесь есть большие запасы чистой воды. В центре комплекса обнаружен бассейн, связанный с источником.

Но наиболее интересные находки были сделаны к северо-западу от храма, где на глубине трех метров археологи достигли эллинистического слоя. Здесь (180/181) обнаружен ряд каменных баз, возле одной из которых находилась известняковая стела. На ней вырезан текст из 110 строк, воспроизводящий четыре документа:

1. Декрет Ксанфа относительно прибытия «дорян из метрополи» с целью сбора денег для реконструкции укреплений города Китениона, поврежденных землетрясением, а затем разрушенных Антигоном Гонатом. Ксанфийцы выразили свое сожаление, но в помощи отказали ввиду тяжелого финансового положения города,

2. Декрет Этолийского союза, разрешающий гражданам Китениона сбор денег в родственных городах.

3. Письмо союзных магистратов и членов союзного совета, содержащее просьбу к ксанфийцам проявить гостеприимство по отношению к послам Китениона.

4. Письмо дорийцев Китениона к жителям Ксанфа с просьбой во имя их родства помочь в реконструкции городских укреплений Китениона.

Основное внимание при раскопках в Сиде25) в 1963 г. было обращено на термы, расположенные к югу от улицы с колоннадой. Вскрыто несколько больших помещений, среди которых — фригидарий и кальдарий, представляющий собой большой, перекрытый сводом зал. Изучался также большой дворцовый комплекс позднеантичного времени.

В 1964 г. раскапывалась базилика византийского времени, находящаяся в южной части города. Наиболее интересные находки были сделаны у городской стены, в районе трехарочных ворот. Здесь открыты остатки фриза эллинистического времени, украшавшего ворота. Общая длина сохранившейся части его более 10 м. В декор фриза входят шлемы, мечи, панцири, копья. Неподалеку от ворот найдена происходящая из этой же стены плита с несколькими строчками надписи. Надпись также эллинистического времени, сделана на местном языке и местным шрифтом. Это самая большая из всех известных до сих пор подобных надписей.

При строительных работах на холме Чевдарликой26) (к северу от гор. Афион) было найдено около 40 вотивных статуэток римского времени. Статуэтки весьма хорошей сохранности. Выполнены они из белого мрамора, очень небольших размеров, наибольшие — в одну треть натуральной величины. На многих из них сделаны посвятительные надписи Аполлону, а на одной — Μητρὶ θεῶν Κασμεινῆ. В этом же месте сотрудники музея Афиона обнаружили известняковую статую местной работы — подражание известному типу Коры-Кубабы. Статуя представляет любопытный образец местного искусства Фригии.

Продолжались раскопки в Гиераполисе.27) В предыдущие годы был вскрыт большой восьмиугольный мартириум. В последнее время работы велись в помещениях вокруг него, а также в театре, на северном некрополе, где обнаружены погребения эллинистического и римского времени, и в храме Аполлона. Изучаются также городские ворота. Помимо раскопок в больших масштабах ведутся реставрационные работы.

Позднеантичный некрополь исследовался в Анамуре.28) Особенно интересны погребения с фресковой живописью и мозаиками на стенах. В Западной Киликии обнаружен еще ряд некрополей, видимо, этого же времени.

Новые интересные материалы дали раскопки немецких археологов в Арсамейе.29) Исследована мощеная плитами дорога, ведущая на вершину холма Ески-кала, где находится гиерофесион Митридата Каллиника. Монументальная, шириной в 6,5 м лестница подводит к пропилеям и дворцовому зданию, имеющему мозаичные полы. Постройки эллинистической эпохи очень сильно повреждены, но много фрагментов архитектурного и скульптурного декора было обнаружено на месте. Большое количество обломков скульптуры найдено также к западу от монументальной лестницы.

Изучение остатков скульптуры и архитектуры заставляет предполагать, что Арсамейя, подобно Нимруд-дагу, имела обширную террасу, на которой были установлены монументальные скульптуры. Среди обломков этих скульптур можно выделить три человеческие фигуры и льва. Интересна также мужская голова в тиаре (в натуральную величину), возможно, Антиоха I.

Целью работ в Нимруд-даге,30) проводившихся с применением различных геофизических методов, было обнаружение погребения Антиоха I Коммагенского. Однако все попытки оказались пока безуспешными.

Подводные работы

Важнейшим объектом подводных археологических работ был византийский корабль первой половины VII в., потонувший (181/182) у мыса Ясен Ада (южная Турция). Исследования велись музеем университета Пенсильвании совместно с Американским национальным географическим обществом. Начаты эти работы были еще в 1961 г.31) Характерной особенностью их является постоянное стремление руководства экспедиции к совершенствованию системы фиксации подводных находок с тем, чтобы по своему уровню характер документации не отличался от наземного.32) Наибольший прогресс в этом отношении наступил в 1964 г., когда экспедиция получила подводную лодку «Ашера».33) Под руководством Дж. Басса фирмой «Дженерал дайнэмикс» для музея Пенсильванского университета была построена подводная лодка, специально предназначенная для археологических исследований. Это небольшое судно, вмещающее двух человек, обладает большой маневренностью как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, может опускаться на глубину до 200 м и оставаться там в течение одного часа. Среди приборов следует отметить установку для фотометрического картографирования, для которой приспособлена высокочувствительная аэрофотосъемочная аппаратура с линзами, компенсирующими различные углы преломления. На лодке устроена система для связи с аквалангистами. Новая подводная лодка хорошо зарекомендовала себя при первых работах. Она не только расширила возможности разведок, но и решила проблему составления стереометрического плана подводного объекта, что позволяет достаточно точно воспроизводить положение различных деталей под водой и тем самым дает надежное средство для реконструкции формы корабля, системы укладки его груза и т.д.

При исследовании корабля было поднято много керамики и черепица, покрывавшая каюту экипажа. Дата корабля определяется значительным количеством золотых (около 50) и бронзовых (свыше 30) монет императора Ираклия (610—641 гг.). Благодаря новой технике картографирования Ф. Ван Дуркинк смог полностью реконструировать корпус корабля. По его мнению, техника кораблестроения имеет переходный характер от греко-римской к современной.

В 1964 г. «Ашера» использовалась для картографирования остатков корабля позднеримского времени, найденного невдалеке от того же самого мыса на глубине около 50 м. Результаты были весьма успешными, подводная лодка за один рейс выполнила работу, на которую обычная команда аквалангистов потратила бы не менее недели.


*) Не ставя перед собой задачи дать обзор всех археологических работ, ведущихся в Малой Азии, мы ограничимся раскопками античных памятников. О работах предыдущих лет см. Л.Π. Маринович, Обзор последних раскопок в Малой Азии и Италии, ВДИ, 1963, № 1, стр. 119-126.

1) M.J. Mellink, Archaeology in Asia Minor, AJA, 68, 1964, № 2 (далее — AJA, 1964), стр. 163-164; он же, Archaeology in Asia Minor, AJA, 69, 1965, № 2 (далее — AJA, 1965), стр. 147-148; он же, Archaeology in Asia Minor, AJA, 70,1966, № 2 (далее — AJA, 1966), стр. 158-159; J.М. Cook, D.J. Blackman, Greek Archaeology in Western Asia Minor, «Archaeological Reports for 1964—65», L., 1965 (далее — AR), стр. 37-41; D.G. Mitten, Excavations at Sardis, 1963, «Sixty-fifth General Meeting of the Archaeological Institute of America (1963)», A JA, 1964, № 2, стр. 197-198; G.M.A. Hanfmann, The Seventh Campaign at Sardis (1964), «Bulletin of the American Schools of Oriental Research», 1965, № 177, стр. 2-37; он же, The Eighth Campaign at Sardis (1965), там же, 1966, № 182, стр. 2-46; G.M.A. Hanfmann, A.H. Detweiler, Sardis through the Ages, «Archaeology», 19, 1966, № 2, стр. 90-97; они же, Surprising Discoveries from the Sardis Synagogue: Outstanding Lydian and Archaic Sculptures, ILN, March 14, 1964, стр. 388-389; они же, Sardis Excavations, там же, March 21, 1964, стр. 432-434; они же, The Tomb of Gyges, 7th-century King of Lydia Now Identified…, там же, March 20, 1956, стр. 26-27; они же, The Oldest Sardis Begins to Emerge in American Diggings, там же, March 27, 1965, стр. 22-23.

2) См. ВДИ, 1963, № 1, стр. 121.

3) AJA, 1964, стр. 157-158, 163; AJA, 1965, стр. 146-147; AJA, 1966, стр. 156-157; AR, стр. 46-49; Н. Vetters, Where St. Paul «Fought with Beasts»: Continuing Excavations at Ephesus and Roman Apartement-houses Uncovered, ILN, May 16, 1964, стр. 766-768; он же, Frescoes and Statuary, Building Public and Private, Recently Discovered in Ancient Ephesus, там же, May 23, 1964, стр. 822-825.

4) См. ВДИ, 1963, № 1, стр. 122.

5) AJA, 1964, стр. 161-162; AR, стр. 50-51.

6) Th. Wiegand, Milet, т. I, ч. 8, A. Gerken, Kalahek-tepe, Athena-tempel und Umgehung, В., 1925, стр. 72.

7) Th. Wiegand, Didyma, т. I, H. Knackfuss, Die Baubeschreibung, B., 1941.

8) AJA, 1964, стр. 162-163; AJA, 1965, стр. 146; AJA, 1966, стр. 156; AR, стр. 51-53.

9) AJA, 1965, стр. 146; AJA, 1966, стр. 156; AR, стр. 53-55; D. Levi, Le oreficerie di Iasos, «Bollettino d’Arte», Ser. IV, XLIX, 1964, № III, стр. 199-217; он же, New Discoveries in Carian Iasos, ILN, July 24, 1965, стр. 29-31; он же, The Many Tombs of Carian Iasos, там же, August 7, 1965, стр. 26-27.

10) AJA, 1964, стр. 160-161 ; AJA, 1965, стр. 145; AJA, 1966, стр. 154-155; AR, стр. 58-60; К.T. Erim, Excavations at Aphrodisias in Caria, 1963, «Sixty-fifth General Meeting of the Archaeological Institute of America (1963)», стр. 193-194; «Aphrodisias Excavations, 1964», «Archaeology», 18, 1965, № 1, стр. 67-68; K.T. Erim, «The Mine of Statuary» in Aphrodisias, ILN, February 20, 1965, стр. 21-23; он же, Odeion and Statuary at Aphrodisias, там же, February 27, 1965, стр. 22-23.

11) См. ВДИ, 1963, № 1, стр. 124.

12) AJA, 1966, стр. 159.

13) AJA, 1965, стр. 149.

14) AJA, 1965, стр. 148.

15) AJA, 1965, стр. 148.

16) AJA, 1965, стр. 148; AR, стр. 37.

17) AJA, 1964, стр. 164; AJA, 1965, стр. 148; AJA, 1966, стр. 157-158.

18) AR, стр. 36-37.

19) AJA, 1965, стр. 148.

20) AJA, 1965, стр. 147; AJA, 1966, стр. 157; AR, стр. 44-45.

21) AJA, 1964, стр. 163; AR, стр. 45-46.

22) AJA, 1966, стр. 156.

23) С. Blümel, Die arhaisch griechischen Skulpturen der Staatlichen Museen zu Berlin, B., 1963, стр. 193-211.

24) AJA, 1964, стр. 159-160; AJA, 1965, стр. 144; AJA, 1966, стр. 155; AR, стр. 61-62.

25) AJA, 1964, стр. 160; AJA, 1965, стр. 144; AJA, 1966, стр. 154.

26) AJA, 1965, стр. 143; AJA, 1966, стр. 153.

27) AJA, 1964, стр. 160; AJA, 1965, стр. 144-145; AR, стр. 60-61.

28) AJA, 1966, стр. 153-154.

29) AJA, 1965, стр. 143-144; AJA, 1966, стр. 153; F.K. Dörner, W. Hoepfner, Н. Müller-Beck, W. Winkelmann, Arsameia am Nymphaios, Bericht über die 1963 und 1964 ausgeführten Ausgrabungen, «Archäologischer Anzeiger», 1965, № 2, стр. 188-235.

30) AJA, 1964, стр. 165-166; AJA, 1965, стр. 143.

31) AJA, 1964, стр. 161; AR, стр. 33-34$ G.F. Bass, Underwater Excavations at Yassi Ada: a Byzantine Shipwreck, «Archaologishcher Anzeiger», 1962, № 3, стр. 537-564; см. также ВИ, 1963, № 8, стр. 201-202.

32) Е.J. Ryan, G.F. Bass, Underwater Surveying and Draughting — a Technique, «Antiquity», XXXVI, 1962, № 144, стр. 252-261.

33) G.F. Bass, The Asherah: a Submarine for Archaeology, «Archaeology», 1965, № 1, стр. 7-14; см. также ВИ, 1966, № 4, стр. 198-199.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru