Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделу Греческий мир

Савельев Ю.А.
Археологические открытия на Кипре в 1959—1961 гг.

Советская археология, 1965, № 3.
[307] – конец страницы.

Провозглашение независимости Кипра в 1959 г., прекращение военных действий создали нормальные условия для работы археологов. В 1959—1961 гг. раскопки и разведки велись Департаментом древностей Кипра, Кипрским музеем в Никозии, местными музеями, а также иностранными экспедициями: французской, австралийской, шведской.

Неолит, ранний и средний периоды бронзового века

Археологические разведки в горах Кирении (северная часть острова) позволяли нанести на карту 182 поселения, главным образом неолитических, раннего и среднего периодов эпохи бронзы. В некрополе Кафкалла, у с. Дения впервые в одном из погребений была найдена расписная ранненеолитическая керамика. Погребения периода ранней бронзы с красной лощеной посудой были открыты на юге острова, около Лимассола. Гробницы с керамикой того же типа, высеченные в скале, обнаружены у дер. Калавассо (на юге острова). Экспедиция Мельбурнского университета под руководством Дж. Стюарта исследовала два некрополя периода ранней и средней бронзы у с. Карми (в районе Кирении) — в Лапатсе. В одном из погребений в Палаилоне находились критские вазы стиля «Камарес» (1800—1750 гг. до н.э.), свидетельствующие о ранних крито-кипрских связях. На стене дромоса другого погребения было высечено рельефное изображение женской фигуры.1) В Калопсиде (на северо-востоке Кипра) П. Астром (Шведский институт в Афинах) проводил разведочные раскопки поселения конца среднего — начала позднего периода эпохи бронзы. В Таматиосе (у Ридзокарпасо) была открыта камерная гробница периода средней бронзы.

В связи с новой датировкой ранних слоев поселения в Хирокитии (установленной радиоуглеродным методом) — VI тысячелетием вместо IV тысячелетия до н.э. — II. Дикэйос поставил вопрос о необходимости пересмотра хронологии неолитических и энеолитических памятников Кипра.

Период поздней бронзы

В 1959 г. Кл. Шеффер возобновил раскопки в Энкоми — одном из крупных центров второй половины II тысячелетия до н.э. Исследовались постройки XIV—XIII вв. до н.э. вдоль главной улицы города, идущей с севера на юг. В домах были найдены орудия труда, оружие,2) гири, украшения; в слое XII в. до н.э. обнаружена бронзовая статуэтка сидящего бога с чашей в поднятой руке. Погребения обычного типа, находившиеся в городе, у домов, дали гематитовые цилиндры с изображениями: 1) Баала, 2) военного вождя перед крылатым гением, 3) богини Πόθνια θηρων и 3) колесничной охоты. В 1959 г. расчистили площадку из превосходных каменных плит, связанную с крупным зданием, частично открытым в 1960 г. Кл. Шеффер надеется в связи с этим на открытие царского дворца Алашиа (название Кипра в египетских и хеттских документах).

Раскопки северной части города в 1961 г. дали остатки мастерских металлургов. Район был оборудован канализационной системой из терракотовых труб с фильтрами. В некоторых местах под слоем XIV—XIII вв. до н.э. обнаружены остатки построек и металлургического производства XVIII—XVII вв. до н.э., говорящие о существовании более раннего поселения на месте Энкоми. Раскопки освещают также жизнь города в период нашествия морских народов в конце XIII—XII вв. до н.э. и в [307] последующее время, вплоть до середины XI в, до н.э. Несмотря на изменение характера культуры в XII—XI вв. до н.э. (грубая керамика местного производства вытесняет микенскую; появляется глиптика примитивного стиля), об упадке экономики говорить нельзя; металлургическое производство сохраняет высокий уровень, появляется железо, развивается мореплавание.3) Следует отметить исследования святилищ, особенно в южной части города. Внутренний дворик одного из них, где нашли превосходную микенскую керамику close style, был покрыт толстым слоем золы от пожара, связанного с нашествием народов моря. Среди находок в святилищах интересны терракотовые фигурки быков, людей, расписные терракотовые маски, по-видимому, надевавшиеся жрецами, каменные печати, скарабеи, орудия труда и оружие. В верхних слоях одного из святилищ (XII—XI вв. до н.э.) обнаружили терракотовые шары с кипро-минойскими знаками. Неподалеку от святилищ находились ювелирные мастерские XII—XI вв. до н.э.

Важны первые результаты раскопок Китиона4) — мало исследованного древнего города, основанного, по преданию. финикийцами в начале I тысячелетия до н.э. В погребениях XIV— XIII вв. до н.э. найдены микенские сосуды, в том числе кратер с изображением колесницы (рис. 1), золотые и серебряные украшения; в захоронении XII в. до н.э.— предметы из слоновой кости и превосходные алебастровые сосуды.5) По-видимому, погребения располагались между постройками, так же как в Энкоми; на это указывают остатки строений и колодцы, содержащие позднемикенскую керамику типа «granary»,6) обнаруженные рядом с погребениями. Видимо, Китион был крупным центром типа Энкоми. Значительную часть его населения с XIV в. до н.э. составляли ахейцы, прибывавшие сюда и позднее, во время нашествия дорийцев. Следовательно, его основание нельзя связывать с финикийцами. В отличие от Энкоми, город, несмотря на разрушение около середины XI в. до н.э., продолжал существовать. В связи с этим раскопки Китиона имеют особое значение для характеристики культуры начала I тысячелетия до н.э., освещения вопросов о взаимоотношениях местного населения с греками-ахейцами и финикийцами.


Рис. 1. Кратер с изображением колесницы из раскопок Китиона

В районе Никозии, близ Пендайи, были открыты гробницы начала периода поздней бронзы с коллективными захоронениями (22 и 12 костяков), относящимися к двум периодам.7) Керамика с белой облицовкой, раннего типа, найденная здесь («white-slip»), которой иногда приписывается иноземное происхождение, несомненно, связана по происхождению с кипрской керамикой средней бронзы.

В Куклин (на юго-западе острова) был исследован колодец с 70 микенскими вазами типа L. Мус III В (1450—1425 гг. до н.э.). Такие же колодцы открыты в Эврети. Микенскую керамику этого же типа, наряду с местной, содержали погребения в Ахере и Парадиси (район Никозии), исследованные П. Дикэйосом. Среди приобретений музея Никозии нужно отметить часть бронзовой чаши с кипро-минойской надписью8) и золотое кольцо с выгравированным изображением сидящей фигуры, вероятно, из Энкоми.9)

Геометрический, архаический, классический периоды

В погребениях некрополя древних Сол (северо-западное побережье) в 1960 г. были найдены кикладские кубки.10) Разновременные архаические и классические погребения с кипрской, восточногреческой и сирийской керамикой раскопаны в Палиокастро, недалеко от Агиа-Ирини (северная часть острова). Погребения конца эпохи бронзы и архаического времени были открыты в Полис-тис-Хрисохус (древний Марион — на северо-западе острова). Здесь было открыто захоронение конца III тысячелетия [309] до н.э. Столь древние памятники в этом районе до сих пор не были известны. В одном из архаических погребений нашли амфору с изображением рыб.11)


Рис. 2. Фрагмент амфоры с изображением колесницы из погребения III геометрического периода в Куклии
{В журнале – вертикально, прорисовка сверху. OCR}

В Куклии (Палеопафос — на юго-западе острова) в погребении III геометрического периода (850—700 гг. до н.э.) найдена фрагментированная амфора с изображением колесницы (рис. 2). При раскопках в Аматусе (на юге острова) в развалинах здания найдено много греческой керамики, в том числе стиля Фикеллура, родосско-ионийской, аттической чернофигурной.12) Местная посуда сделана под влиянием греческой, особенно навкратийской, с которой она имеет поразительное сходство. Новые данные опровергают существующую в литературе точку зрения о негреческом характере культуры города и основании его финикийцами. В. Карагеоргис считает, что связи населения Аматуса с греческим миром были в архаическое время более прочными, чем у других кипрских городов.13) В окрестностях Аматуса, в Анемосе, при раскопках скальных гробниц II и III геометрических периодов (950—700 гг. до н.э.) кроме кипрских сосудов также найдены греческие: восточногреческие скифосы и протокоринфский арибалл.14) В районе Лимассола, кроме того, раскапывались в разных местах погребения архаического и классического времени.

В районе Ларнаки в разных местах (Турабби-Тэке, Кофину, Кампии) открыты погребения геометрического, архаического и классического времени. В Турабби-Таке, в гробнице, использовавшейся в течение 200 лет (600—400 гг. до н.э.), найден краснофигурный лекиф 440/30 гг. до н.э. с изображениями Эдипа и сфинкса.15)

Из новых поступлений в музей Кипра (Никозия) следует отметить две амфоры с изображениями животных и птиц, свастик и концентрических кругов, выполненными черной и красной красками по белому фону (группа Bichrome IV — 700—600 гг. до н.э.).16) В этой же технике расписан сосуд для процеживания с необычно расположенной сбоку от носика ручкой.17) На горле сосуда — рельефное изображение женской фигуры в прямоугольном обрамлении (на кипрских архаических сосудах пластические украшения редки, они характерны для классического времени). Жертвенное каменное блюдо, поддерживаемое фигурами сфинксов, имеет ближайшие аналогии в Палестине (рис. 3). Среди новых приобретений интерсны также терракотовый штамп с крылатым божеством, побеждающим быка (рис. 4), фрагменты серебряной чаши с недешифрованной силлабической надписью.18)

Эллинистический и римский периоды

В Саламине в 1959 г. В. Карагеоргисом были возобновлены исследования гимнасия и начаты раскопки театра19) первых веков нашей эры (рис. 5). Театр принадле- [309]


Рис. 3. Каменное блюдо с фигурами сфинксов (из новых поступлений в музей Кипра)


Рис. 4. Терракотовый штамп с изображением крылатого божества, побеждающего быка (из новых приобретений в Кипрский музей) [310]


Рис. 5. Общий вид театра в Саламине


Рис. 6. Фрагментированная статуя императора Траяна илы Андриана, найденная при раскопках театра в Саламине [311]

жит к числу самых крупных сооружений этого рода. Диаметр его полукруглой орхестры 27,5 м. Театр, от которого сохранилось восемь нижних рядов, был расположен на искусственной насыпи. Размеры ступеней (ширина 60 и высота 40 см) и расстояние от края орхестры до подпорной стены, поддерживавшей насыпь (40 м), дали возможность вычислить количество рядов. (Всего в театре было 55-60 рядов). Театр был разделен проходами на девять секций. В пятом ряду, на уровне скенэ, располагались почетные места (θρὸνοι). В центре орхестры находилось углубление для фимелы. Первоначальный «цементный» пол впоследствии был покрыт мозаичным, в связи с чем уровень орхестры поднялся на 10 см. Позднее мозаика была разобрана и использована при ремонте соседнего гимнасия. Скенэ представляет собой массивную стену длиной около 40 м.20) Перед нею в 5 м находился проскений: пространство между ними соединялось балками, на которые настилался помост. Проскений был украшен фресками. Свинцовые трубы, укрепленные в нем на определенном расстоянии друг от друга, вероятно, являются остатками фонтанов (такое устройство известно в театрах римского времени). На краях орхестры были найдены два круглых мраморных пьедестала с греческими и латинскими надписями на каждом.

Посвятительная надпись II в до н.э. на одном из них первоначально послужила основой для предположения о существовании на месте этого театра более раннего. Другие надписи более поздние: две — посвящения Коммоду на греческом языке.21) Латинские надписи являются посвящениями Констанцию и Максимиану Антистия Сабина, крупного должностного лица, В посвящениях Траяну и Адриану, найденных при исследовании скенэ и проскения, упоминается имя Сервия Сульпиция Панкла. называемого агонофетом, έίς αιῶνα γυμνασίαρχοζ и верховным жрецом. О Панкле известно было уже ранее из нескольких надписей. Отметим некоторые мраморные скульптуры, найденные в основном в районе скенэ и проскения: 1) статую Клавдия (?); 2) изображения Траяна или Адриана (сохранился лишь корпус в панцире с рельефным изображением рис. 6); 3) статую Геракла-младенца со змеей; 4) скульптуры Аполлона Мусагета в хитоне, Мельпомены, Мнемосины,22) вероятно, украшавшие frons scaenae; 5) фрагментированную обнаженную мужскую фигуру (рис. 7).


Рис. 7. Фрагмент статуи мужчины, найденный при раскопках театра в Саламине

Контрольные зондажи под скенэ и проскением не подтвердили предположения о более раннем театре.

Выяснено, что постройка сооружения относится к концу I в. до н.э. Как видно из одной повой надписи, театр пострадал от землетрясения в 76—77 гг., но вместе с гимнасием и соседним (παρακείμενον) театром был восстановлен Панклом. После нового землетрясения в середине IV в. театр был заброшен и использовался только в V—VI вв. для представлений мимов, популярных в Византии. После арабского завоевания он долгое время служил каменоломней. Сейчас театр и гимнасий восстанавливаются. При земляных работах в Морфу — Мирту были открыты остатки богатого здания с алтарем из песчаника и фрагментированной статуей Афродиты.23)

Возможно, это часть храма Афродиты, подобного храму в Солах. В Кофину (в районе Ларнаки) раскапывались погребения эллинистического времени. В Куклии (Палеопафос) в стене одного из домов обнаружили надпись — клятву верности кипрского народа Тиберию.24) [312]

Раннехристианский период и средневековье

В Саламине продолжались исследования базилики св. Эпифания.25) Раскапывались в основном пристройки и сооружения вокруг базилики. К древнейшему строительному периоду относятся частично открытый нартекс, баня, отапливаемый крестообразный баптистерий. Открыта часть городской оборонительной стены, построенной в середине XII в. во время арабского нашествия. В Курионе производились раскопки одной из самых больших кипрских базилик. Базилика была построена в V в. Она имела три нефа; пол и часть стен были покрыты мозаикой; найдены обломки орнаментального мраморного фриза. Снаружи открыты вспомогательные помещения.

Во время реставрационных работ в церкви Панагия Ангелоктистос в Китионе (X в.) было установлено, что мозаика с изображением богоматери, по стилю близкая к памятникам VII в. до н.э., относится к более раннему сооружению, включенному впоследствии, при перестройке, в новую церковь.26)

В Новом Пафосе продолжались раскопки византийского замка VII в.,27) раскопана значительная часть центрального донжона, открыта внешняя оборонительная стена. В центральном дворе обнаружены нижняя часть лестницы и баня. Около Нового Пафоса раскапывалась одноабсидная базилика. В скальном святилище около горы Тумбал исследовано три северных помещения.28)


1) P. Dikaios. Archaeology in Cyprus. 1959—1961. Archaeological Reports for 1961—1962. Published by the Council of the Society for the Promotion of the Hellenic Studies. 1961, стр. 33.

2) V. Karageorghis. Chronique de fouilles à Chypre. BCH, 84, 1960-I, стр. 281; BCH, 1962-I, стр. 395.

3) ВСН, 86, 1961-1, стр. 396.

4) V. Karageorghis. Fouilles de Kition. 1959. BCH, 84, 1960-II.

5) BCH, 84, 1960-II, стр. 550. рис. 58-60.

6) BCH. 84, 1960-II, стр. 570, рис. 126-128.

7) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 34.

8) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 35, рис. 2.

9) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 36, рис. .

10) ВСН, 85, 1961-I, рис. 28а.

11) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 39, рис. 12.

12) ВСН, 85, 1961-I, табл. X.

13) ВСН, 85, 1961-I, стр. 313.

14) ВСН, 86, 1962-I, стр. 408, рис. 102.

15) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 37, рис. 8.

16) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 39, рис. 14; стр. 40, рис. 16.

17) ВСН, 86, 1962-I, стр. 334, рис. 9.

18) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 42, рис. 21.

19) ВСН, 84, 1960-I, стр. 286-288; ВСН, 85, 1961-I, стр. 302-306.

20) ВСН, 86, 1961-I, стр. 403, рис. 95.

21) ВСН, 85, 1961-I, стр. 304, рис. 56.

22) ВСН, 85, 1961-I, табл. IX.

23) ВСН, 85, 1961-I, стр. 315, рис. 68.

24) ВСН, 84, 1960-I, стр. 274, рис. 53.

25) ВСН, 84, 1960-I, стр. 288.

26) ВСН, 84, 1960-I, стр. 295, рис. 74.

27) ВСН, 84, 1960-I, стр. 292.

28) P. Dikaios. Ук. соч., стр. 45.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru