выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. |
Мечи выступают вообще как заметная часть средневекового археологического материала. Их обнаруживают при раскопках крупных центров и отдельных объектов материальной культуры (городищ, курганов и пр.). Были случаи находок клинков на местах известных сражений. Перспективным можно считать в этом плане, так как этому есть прецеденты, продолжение вскрытия слоев городов, сгоревших во время нашествий монголо-татар, когда пожар в какой-то мере консервировал предметы сражения. Многочисленными оказываются случайные находки мечей, и они, хотя оторваны от археологических комплексов, имеют особую ценность: значительная часть таких находок приходится на различные водоемы, где изделия из металла прекрасно сохраняются.
Этот богатый, не всегда затронутый исследованиями материал десятилетиями оседает в музеях. Важность его для истории военного дела, техники, художественного ремесла всегда была очевидна. Однако лишь примерно с начала XX в. ученые обратили должное внимание еще на одну сторону мечей. Систематическая расчистка клинков позволила установить поразительный факт: они выступают носителями письменности, причем в течение столетий присутствие на них букв, сочетаний букв, других знаков было скорее нормой, чем исключением. Таким образом, тема мечевых клейм, т. е. нанесенных (обычно на дол клинка) начертаний, привлекает все большее внимание исследователей.
При общем ознакомлении с клинковыми клеймами среди них наряду с именными надписями, по которым узнаем мечедельцев, или с обычными религиозными надписями, созвучными другим разделам средневековой эпиграфики, выделяется заметный слой (для XII—XIV вв. преобладающий) клейм, где понятным оказывается первоначально в лучшем случае лишь разный набор букв.
Характер меча как важнейшего оружия рыцарства определяет специфику его клейма. Не случайно именно здесь следует предполагать мистическое значение нанесенных на металл знаков, которые, известные уже для каролингского времени, могут рассматриваться, по-видимому, как пережиток языческих представлений. Невиданный прежде рост религиозной экзальтации и агрессивные настроения рыцарского воинства, наложившие отпечаток на всю эпоху крестовых походов с самого их начала, также нашли косвенное отражение в начертаниях на современных клинках.1) [7]
Нанесение имени мастера на изготовленную им вещь было традиционным явлением в средневековом ремесле. Но в условиях подъема религиозных идей и жажды победы крестоносцу марка мечевой фирмы была нужна уже в меньшей мере, чем прежде, и вполне закономерно в XII в. она вытесняется полностью теми начертаниями, которые могли, согласно средневековым воззрениям, обеспечить победу над врагом. Известные, правда, и прежде, теперь они заполняют дол у меча чаще на обеих сторонах. Кроме того, эти начертания в виде разнообразных комбинаций букв становятся все более сложными. Надписи, сопровождаемые к тому же различным орнаментом, отличаются большим многообразием нередко даже в сравнительно небольшой отрезок времени. В таком случае особенности графики букв и элементов орнамента не могут не определяться в какой-то мере художественными стилями различных ремесленных центров. Итак, историческая ценность мечевых клейм состоит прежде всего в том, что они представляют собой памятник длительной эпохи, отражающий устремления, идеологию и художественные вкусы средневекового человека.
Клинковые надписи, выполненные в системе резких сокращений слов, были понятны грамотным современникам мечедельцев. Однако сложность этих сокращений не могла не привести к тому, что через некоторое время после прекращения к XV в. составления подобных клейм клинковые начертания должны были превратиться в своеобразную «тайнопись». К тому же основная масса клейм была скрыта от взора человека в археологических слоях и водоемах. Но даже в тех случаях, когда клинок оказывался в руках исследователя, слой ржавчины плотно заслонял клеймо. Лишь в середине XIX в. стали известны первые клейма.
«Проявление» клейм оказалось довольно сложным и не всегда безопасным для их сохранности делом.2) Рентген занял теперь видное место в обнаружении и передаче мечевых начертаний. Особенно он желателен при больших повреждениях клинков и при одностороннем клейме. Комплексность технических приемов при воспроизведении клейм особенно желательна ввиду частой неясности и большой поврежденности начертаний. В связи с этим работа с подлинником в некоторых случаях оказывается необходимой.
Наряду с технической возникла научная сторона проблемы, еще более сложная. Длительное время чтение мечевых надписей казалось почти безнадежным занятием. Высказывались даже предположения о том, что за буквами не стоит никакого смысла, так как их выписывали на металле неграмотные мастера. А между тем в работе исследователей не чувствовалось никакой устойчивой методики, и почти все сводилось к догадкам. [8]
Характер таких приемов в работе ученых отчасти определялся уровнем эпиграфических знаний. Особый вес античной эпиграфики в исторических знаниях совсем оттеснил ее младшую сестру. Вместе с тем в познании средневековья письмо на мягком материале имеет преобладающее значение. Не случайно средневековая эпиграфика долгое время должным образом не разрабатывалась. Однако формы букв, выведенные на твердом материале, не дают существенных отличий от того, что обычно отмечается в рукописях.3) Именно в последних надо было искать решение графических трудностей, особенно в условиях плохой изученности средневековых надписей как отдельного раздела палеографии.
Опыт работы с мечевыми надписями убеждает в том, что, если не учитывать многочисленные случаи недостаточной сохранности письма на металле, а также использование (не очень часто) каллиграфии, этот раздел эпиграфики отличается в целом простотой форм. В связи с этим вызывает удивление живучесть «мифов», которыми обросли попытки раскрытия клейм. В искажении при чтении имени Этцелина виновно пренебрежение к изучению отдельных букв.4) В других случаях заметно отсутствие, практически полное, работы с сокращениями. Упрощенное понимание задач эпиграфики выступило в качестве своеобразной основы теории «инициального» характера клинковых надписей. Многолетние поиски автора в области аббревиатур (со времени находки в 1970 г. первой процарапанной латинской берестяной грамоты5)) убедили его в том, что упорная работа с сокращениями, вскрывая их логику, а вместе с тем смысл надписей, содержит в себе главный элемент «детектива».
Научная романтика пронизывает все основные стороны изучения мечевых клейм. Длительные и исполненные трудностей поиски, в этой области с самого их начала насыщены ею.6) Она будет еще долго оставаться в самом процессе раскрытия их смысла. Романтика исследований ожидает тех, кто обратится к совсем не изученным на предмет надписей мечам, наличие которых установлено во многих музеях нашей страны.7) [9]
1) Об этом подробно см. Кирп. II, с. 287-288.
2) Там же, с. 250-252.
3) Доб.-Р., с. 20-21.
4) Дрб. II.
5) Дрб. III.
6) Яркое описание этой стороны клейм см. Кирп. II, с. 287-289.
7) Проверку клейм желательно провести прежде всего на мечах, которые хранятся в Харькове, Муроме, Рязани, Казани, Риге, Таллине и некоторых других городах.
Написать нам: halgar@xlegio.ru