Система OrphusСайт подключен к системе Orphus. Если Вы увидели ошибку и хотите, чтобы она была устранена,
выделите соответствующий фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

К разделам: Степь | Эпоха бронзы

Чечушков И. В.
К вопросу о функциональности колесниц эпохи средней бронзы

Материалы XXXVI Урало-Поволжской археологической студенческой конференции
(2-5 февраля 2004 года). Пенза, 2004. стр. 85-87.

Со времен открытия в Южном Зауралье "колесниц" не утихают споры о назначении древнейшего колесного транспорта (Генинг, Зданович, Генинг, 1992; Новоженов, 1994; Littauer & Crowell, 1995 и др.) и конкретном его применении (Anthony, публикация в Сети), а также дискутируется вопрос о правомерности называть "колесные ямки" следами установки в могилу функциональной колесницы (Виноградов, 2003). Следами чего же являются "колесные ямки"? В 43% (в 9 из 21) учтенных нами случаев они сопровождаются находками в могилах псалиев. Их совместное помещение в могилу свидетельствует о применении колесниц в реальной жизни, а в погребальной практике ее нахождение могло быть обозначено колесными ямками и деталями сбруи лошадей. Псалии являются средством управления именно запряженной парой, т.е. колесничными лошадьми, поскольку для управлением верховой лошадью применяются более простые средства. Псалии возникли как средство управления съезженной парой, которая должна была адекватно реагировать на действия возничего даже на быстрых аллюрах.

Каким же образом происходило накопление знаний, необходимых для создания колесницы и управления ею? В синташтинской культуре колесница известна уже как сложившееся явление, прототипы которой не найдены. Если верен тезис о генетической связи Синташты с ямно-катакомбным миром, то можно предположить, что параллельно с применением тяжелого колесного транспорта (телег с монолитными колесами, запряженных волами) происходило одомашнивание лошади и изобретение средств управления ею. Быстрое и управляемое животное гораздо эффективнее использовать не для запряжки в тихоходные телеги, а в нечто более легкое и подвижное — качества, которые столь необходимы в бою. Появление большой дистанции между возницей и лошадьми и связанное с этим использование длинных вожжей, потребовало выработки особого "механизма" управления. Поскольку псалии являлись второстепенной деталью, обеспечивающей более жесткое управление лошадьми, логично предположить, что их появление в составе оголовья связано с использованием легrой пароконной колесницы. В пределах Синташты мы имеем дело со стремительно сложившимся комплексным обществом (Массон, 1996), для которого характерна сакрализация власти вождя-колесничего, не обладающего реальными экономическими и политическими рычагами управления (Епимахов, 1998; Зданович, 1997). Для "стоящих на колесницах" единственной возможностью дистанцироваться от коллектива и закрепить свое положение было приобретение престижных, сакрально значимых предметов. Колесницы широко известны лишь в погребальных памятниках синташтинской культуры, однако в более поздних, генетически связанных с ними памятниках петровско-алакульского круга их находки очень редки. Видимо, это связано с тем, что насколько быстро произошел взлет социальной роли колесничих, настолько же быстро их значимость утратилась.


























Написать нам: halgar@xlegio.ru